Общая характеристика взаимодействия руководителя и подчиненных
Принципы взаимодействия руководителя с подчиненными – это определенные правила (формальные и неформальные), которых должны придерживаться руководители и подчиненные, чтобы обеспечить эффективность совместной работы.
Прежде чем говорить о принципах взаимодействия руководителя и подчиненного, необходимо четко определить разницу их ролей. Руководитель является лицом, которое направляет, координирует и контролирует деятельность исполнителей. Исполнители должны ему подчиняться в рамках должностных полномочий, в обязательном порядке выполнять его требования, связанные с рабочими процессами. В некоторых ситуациях руководитель сам берет на себя исполнительские функции. Это позволяет ему глубже разобраться в рабочей специфике и впоследствии принимать решения с лучшим знанием ситуации.
Результатом работы руководителя должна быть сгруппированная, скоординированная и направленная определенным образом работа других сотрудников. Закрепление этого результата происходит документально и не имеет отношения к последующей текущей деятельности.
Хороший руководитель должен быть персонифицированным воплощением компании, относиться к организационным проблемам и целям как к своим личным.
Функции руководителя позволяют решить следующие задачи:
- сформулировать цель компании,
- обеспечить основную деятельность организации,
- обеспечить коммуникационную систему внутри компании.
Среди функций руководителя можно выделить следующие важнейшие:
- стратегическая, которая заключается в постановке целей компании или ее подразделения, планировании и разработке стратегии. В обычных обстоятельствах эта функция считается главной,
- инновационная. Реализуя эту функцию, руководитель формирует условия для преобразования, направляет процессы внедрения новых разновидностей продуктов и услуг, осуществляет консультирование подчиненных,
- административная, в которой объединяется достаточно большое количество подфункций. В частности, к административной относится контрольная подфункция, направляющая подфункция, кадровая подфункция, стимулирующая подфункция, социальная и коммуникационная подфункции. Административная функция тесно связана с тем, какую роль играет человеческий фактор в жизни организации.
У руководителя есть право устанавливать для подчиненных нормы поведения, отдавать им распоряжения, контролировать полученные результаты. Поэтому можно утверждать, что нормы для руководителя являются результатом его деятельности, в то время как подчиненные следуют готовым нормам и стандартам. Для подчиненных важно добросовестно выполнять поручения руководителя, однако в определенных ситуациях они могут воспользоваться правом обжалования действий начальника.
Роль подчиненного характеризуется следующими параметрами:
- зависимость от руководителя,
- узкий диапазон реализуемых функций,
- тесная связь с первичным трудовым коллективом,
- подверженность влиянию со стороны лиц, занимающих более высокую должность.
Конфликты между руководителями и подчиненными
В основе любой организации лежат те или иные властные отношения. Именно на них базируется эффективное взаимодействие между руководителем и подчиненными. Конфликт тесно связан с властью. Как власть, так и конфликты в организации должны находиться под постоянным четким управлением, чтобы предотвратить негативные последствия.
Если между работниками возникает конфликт, это указывает на нарушение нормальных морально-психологических и социально-трудовых отношений в коллективе. Трудовые конфликты являются показателем качества трудовой жизни. Возникновение конфликтов в компании неизбежно, поскольку в коллективе собираются разные люди, преследующие свои личные интересы, имеющие отличающиеся представления о жизни и морали. Для своевременного выявления зарождающихся конфликтов необходимо следить за их первыми проявлениями. Если возникает серьезное столкновение интересов, руководитель должен уделить внимание сложившейся ситуации.
Если в коллективе возникают противоречия из-за несовпадения во взглядах и оценках сотрудников, начинается спор. Если один из участников оценивает сложившуюся ситуацию как угрожающую, спор переходит в конфликт. Конфликт может возникнуть и в результате взаимодействия руководителя и подчиненного.
Все конфликты, возникающие между руководителем и подчиненными, можно разделить на две группы в зависимости от вызывающих их причин:
- личные,
- профессиональные.
Такое деление причин конфликтов определяется не только формой конфликта, но и влияет на его протекание.
Под личными причинами конфликта понимают все причины, которые нельзя отнести к сфере профессиональной деятельности.
Например, конфликты могут быть связаны с психологическими особенностями руководителя. Управленческие должности не приемлют преобладания эмоций, однако полностью исключить человеческий фактор невозможно. Личные психологические особенности руководителя могут снизить эффективность организации и привести к другим негативным последствиям.
Профессиональные причины конфликтов между руководителем и подчиненными могут быть, например, такими:
- несогласие подчиненного выполнять распоряжение руководителя,
- отказ от выполнения трудовых функций,
- допущенные подчиненным ошибки.
В конфликте между руководителем и подчиненным у руководителя положение заведомо более выигрышное, поэтому для него важно максимально соблюдать корректность и тактичность. Директивное управление может применяться только в экстренных случаях, если конфликт связан с большими рисками для компании. Конфликты между руководителем и подчиненным изначально протекают в неравных для соперников условиях, так как руководители обладают большими ресурсами и возможностями, чем подчиненные. Соответственно, от руководителей в большей степени зависит и протекание конфликтов.