Общая характеристика синдрома выгорания
Поддержка в организации при профессиональном выгорании сотрудников - это комплекс мероприятий, реализуемых работодателем для минимизации негативных последствий профессионального выгорания работников.
Синдром эмоционального выгорания известен с 1974 года, но достаточно долго медицинское сообщество не могло точно сформулировать его симптомы. В Международный классификатор болезней эмоциональное выгорание было включено только в 2019 году. Всемирная организация здравоохранения определила его как синдром, который возникает вследствие хронического стресса на рабочем месте, если этот стресс не был успешно преодолен.
Психологи выделяют шесть основных причин возникновения синдрома выгорания:
- постоянное изменение уровня рабочей нагрузки,
- ощущение, что контроль отсутствует,
- низкое вознаграждение,
- недостаточная поддержка от коллег,
- чувство несправедливости,
- несоответствие между требованиями и компетенциями сотрудника.
Синдром эмоционального выгорания может проявляться как нарушение продуктивности, усталость, бессонница, снижение иммунитета и повышенная заболеваемость, употребление алкоголя и других веществ, оказывающих воздействие на психику, суицидальное поведение.
Основными признаками выгорании являются:
- изменения в поведении, например, скука, опоздания, сопротивление выходу на работу, снижение креативности,
- изменения в чувствах: ощущение неудачи, горечи, вины, раздражительность, депрессия,
- изменения в мышлении: подозрительность, ригидность, снижение концентрации, черствость, недоверчивость, менталитет жертвы,
- изменения в здоровье: утомляемость, нарушения сна, снижение иммунитета.
Фазы развития выгорания:
- Фаза напряжения. Является предвестником и «запускающим» механизмом формирования эмоционального выгорания. Развитию выгорания предшествует период повышения активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от не связанных с ней потребностей, забывает о личных нуждах. Если эти старания работника адекватно оцениваются, поддерживаются, если человек получает ощущение важности и значимости своего труда, выгорание не развивается. Если нет, и происходит крах представлений, то профессиональное выгорание получает свое развитие.
- Фаза резистенции. Человек стремится к психологическому комфорту и поэтому старается снизить давление внешних обстоятельств.
- Фаза истощения. Характеризуется падением общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы. «Выгорание» становится неотъемлемым атрибутом личности.
Для того, чтобы ликвидировать связанные с выгоранием проблемы, наиболее эффективно применять комплексный подход – оптимизация рабочих процессов может быть выполнена с помощью внедрения IT-решений, а для обеспечения эмоционального комфорта сотрудников будут полезны абонементы в тренажерный зал, занятия йогой или танцами.
Руководителю следует применить три подхода к борьбе с эмоциональным выгоранием в коллективе:
- обозначение проблемы,
- защита команды,
- забота о собственном состоянии.
Способы борьбы с эмоциональным выгоранием в коллективе
Перед тем, как переходить к активным действиям, следует определить причины выгорания. Самыми распространенными факторами, вызывающими появление симптомов выгорания в команде, являются:
- высокая рабочая нагрузка,
- отсутствие в коллективе сильного лидера,
- несоответствие между ожиданиями и реальностью,
- ощущение несправедливости в обращении.
На выгорание сотрудников могут влиять и личные причины. В любом случае, следует начать с прямого разговора с членами команды. Благодаря этому руководитель сможет определить причины выгорания и наметить правильный подход к борьбе с ним.
Сформулируем советы для определения причины выгорания:
- общение должно вестись наедине. На общем собрании сотрудники вряд ли будут готовы откровенничать и делиться видением относительно происходящего в команде. Личная беседа может стать источником знаний, недоступных руководителю,
- не нужно строить предположения заранее. Важно понять, что происходит на самом деле, а не придумать свою версию. Полезными для этого будут конкретные вопросы,
- целесообразно привлечь стороннего эксперта, например, психолога или коуча. Возможно, сотрудникам будет проще говорить с ними, а не с начальником. В любом случае, работники всегда должны знать, что их готовы выслушать.
У каждого члена команды должно быть ощущение поддержки организации. Особенно это важно в случае с выгоранием. В зависимости от того, каковы ключевые причины проблемы, следует предпринимать разные действия для защиты сотрудников. Типичные примеры того, что можно сделать практически в любой компании:
- бережно относиться ко времени. Если рабочая нагрузка у членов команды большая, руководитель должен приложить усилия для экономии времени. Например, можно автоматизировать рутинные задачи, контролировать нагрузку,
- оптимизировать бизнес-процессы. Для того, чтобы освободить время сотрудников, нужно по возможности упростить отслеживание задач и коммуникацию,
- внедрить гибкий график работы. Благодаря этому сотрудники получат время и пространство для удовлетворения личных потребностей, например, ухода за ребенком или посещения врача.
Чтобы помочь подчиненным пережить профессиональное выгорание, руководитель должен позаботиться о себе, о своем физическом и психическом состоянии. Это станет положительным примером для всей команды. Например, нужно взять за правило уважать личные границы. Если Руководитель отправляет письма или звонит в нерабочее время, команда будет чувствовать давление. Такие обращения должны делаться только в экстренных случаях. Все остальные ситуации могут быть отложены до следующего рабочего дня.
Руководитель не должен пытаться выглядеть идеальным, он тоже может демонстрировать свои чувства, как и другие люди. У руководителей тоже бывают дни, когда они находятся в стрессе, чувствуют усталость или просто не хотят работать. Демонстрация своего состояния может позволить выйти на новый уровень доверия с подчиненными.