Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Клиентелизм как деструктивный управленческий феномен

Общая характеристика клиентелизма

Определение 1

Клиентелизм как деструктивный управленческий феномен – это социальное явление, в рамках которого формируются отношения доминирования, подчинения и господства, независимости и зависимости по принципу патрон - клиент.

Клиентелизм получил широкое распространение в России. Исследователи по-разному оценивают его роль, значение и последствия. Не вызывает сомнений, что это значимый фактор общественной жизни. Клиентелизм проявляется в отношениях между:

  • простыми гражданами и представителями органов власти,
  • начальниками и подчиненными.

Клиентелизм предполагает, что один участник отношений – патрон, покровительствует другой стороне – клиенту. Статус участников этих отношений весьма изменчив и ситуативен. Между клиентами и патронами возникает взаимозависимость. В частности, бывают случаи, когда клиент может вынудить патрона поступить в своих интересах (даже если при этом будут ущемлены личные интересы патрона).

Статья: Клиентелизм как деструктивный управленческий феномен
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов

В патрон-клиентских отношениях важно, что между клиентами и патронами есть различия по социальному статусу. За счет этого патрон получает возможность доминирования. Но речь идет не о доминировании, базирующемся на физическом принуждении. Такое доминирование опирается на символическое принуждение, выраженное в том, что клиент признает ведущую роль патрона:

  • в личных, неформальных, частных отношениях,
  • во владении определенными ресурсами – материальными, властными, финансовыми и их распределении.

Важная характеристика патрон-клиентских отношений состоит в том, что оба участника оказывают друг другу взаимные услуги. Услуги не дифференцируются по видам и типам, носят комплексный характер и оказываются как добровольно, так и по символическому принуждению. Обычно патроны в той или иной форме защищают своих клиентов в соответствии с гласными или негласными договоренностями, а клиенты каким-то способом обеспечивают деятельность патронов.

Чаще всего патрон-клиентские отношения неофициальные, иногда даже полулегальные, но могут быть и официальными. При этом стороны поддерживают друг друга, сочувствуют, проявляют взаимную солидарность.

«Клиентелизм как деструктивный управленческий феномен» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Клиентелизм имеет деструктивные последствия, проявления которых можно обнаружить во всех сферах общественной жизнедеятельности:

  • в административно-управленческой среде ослабляются формальные организационные связи, патрон-клиентские отношения становятся ведущим типом управленческих взаимодействий. По сути, это является подрывом публичного характера управления;
  • в сфере экономических отношений клиентелизм приводит к выборочному перераспределению ресурсов и организационных средств в пользу лояльных руководителю лиц и групп;
  • в правовой сфере из-за распространения клиентелизма принимаются законы, служащие узкогрупповым интересам правящей элиты. По факту, типичные формы клиентелизма легализуются;
  • в духовно-нравственной области из-за распространения клиентелизма формируется ущербная по сути и несовместимая со служебной этикой система ценностей подчиненных и руководителей.

Под действием широко распространенного клиентелизма резко снижается эффективность управленческих механизмов. В то же время обычно проблемы не замечаются или замалчиваются, потому что лица, которые могли бы с ними бороться, нередко опасаются, что меры затронут их личные интересы. Часто руководители прикрывают клиентелизм модным понятием менеджмента, называя его «формированием команды». При этом проявления клиентелизма преподносятся как обычная, вполне приемлемая ситуация.

Механизмы воспроизводства клиентелизма

Клиентелизм может рассматриваться как неформальный инструмент реализации интересов и потребностей руководителя и его окружения. Его возникновение обусловлено рядом причин, которые можно разделить на две категории.

К причинам воспроизводства клиентелизма на макроуровне (на уровне всего общества) относятся:

  • политические. Высшее руководство не проявляет политическую волю к борьбе с клиентелизмом. Все реформы государственной службы носят имитационный, косметический характер, сводятся к внутриаппаратным перестройкам;
  • экономические. Механизмы оплаты труда и система контроля над распределением благ несовершенны, как и система трудовой мотивации в целом;
  • административно-правовые. Подчиненные слабо защищены перед руководителями в административно-правовом смысле. В законах много пробелов, проблемы клиентелизма в них практически не освещаются. Нравственный аспект традиционно игнорируется во всех нормативных документах (даже локального уровня);
  • организационно-управленческие. За нарушение организационных правил и норм не предусматриваются санкции, отсутствует должный контроль. Подбор и продвижение сотрудников часто производится исходя из личных знакомств и связей;
  • культурно-исторические. В российской трудовой культуре коллективизм выражается в основном на уровне личных связей в группах. Свобода понимается специфическим образом – как вседозволенность. Оказание услуг «нужным» людям, принятие подношений – повсеместная практика, особенно в государственной службе.

На микроуровне (уровне отдельной организации) главной причиной распространения клиентелизма является несовпадение между интересами организации и интересами руководителей и подчиненных. Деструктивный с точки зрения организационных интересов вектор устремлений руководителя и подчиненных связывается не только с организационными дефектами, но и с личными качествами сотрудников. Например, руководитель может бы ориентирован на то, чтобы получить за счет организации материальные блага в обход организационных правил и норм. Подчиненный может стремиться к быстрому карьерному росту, желать получить привилегированное положение. В условиях слабого организационного контроля и микрополитической культуры это приводит к распространению клиентелизма на всех слоях управления. Негативные последствия такого глубокого проникновения клиентелизма проявляются не только на уровне организации, но и на уровне всего общества.

Воспользуйся нейросетью от Автор24
Не понимаешь, как писать работу?
Попробовать ИИ
Дата написания статьи: 03.07.2022
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot