Общая характеристика кейс-технологий
Кейс-технология в обучении персонала – это техника обучения, базирующаяся на описании реальных социальных, экономических и деловых ситуаций.
Название «кейс» происходит от английского «case», что переводится как «случай». Другие названия этой технологии – ситуационные задачи, метод деловых историй, метод конкретных ситуаций. Кейсы всегда конструируют жизненные ситуации. Чаще всего в кейсах описываются ситуации, которые были в реальности или могут возникнуть. В задание включают характеристики ситуации в виде фактов и суждений, на которые можно опираться при разработке решения.
Под кейсом понимают задокументированное описание ситуации, связанной с группой людей, конкретными сотрудниками, предприятием, в котором содержится проблема и сведения, необходимые для поиска вариантов ее разрешения.
В кейсах обычно содержатся сведения о том:
- что происходит,
- кто должен реализовать решение,
- какой результат должен быть достигнут,
- какие средства доступны,
- в какой срок должен быть получен результат.
Единственное, что в кейсе не прописывается – это метод разрешения проблемной ситуации, его должен предложить обучаемый (испытуемый). Обучаясь на реальных примерах, человек получает возможность применения теоретических знаний, разбора сущности проблемы, поиска альтернатив и выбора наилучшей из них, а также прогнозирования последствий принимаемых решений. Предложенный способ решения проблемы показывает, насколько человек компетентен. Специфика кейсов заключается в том, что они всегда предполагают несколько вариантов правильного решения, каждый из которых обладает преимуществами и недостатками. Выбор того или иного решения служит отражением индивидуального подхода участника испытания. Благодаря этому в кейс-метод позволяет найти уникальное или качественно новое решение для существующих задач.
Если обобщить особенности кейс-метода, можно указать следующие его специфичные черты:
- описание модели ситуации по состоянию на конкретный момент времени: у ситуации есть пределы (начало и окончание),
- альтернативность решений. Обучающее начало кейс-метода обусловлено именно отсутствием единственного верного решения, поэтому эта характеристика является ключевой,
- единство цели при разработке решения. Как правило, цель определяется проблемой, сформулированной в условии,
- наличие оценочной системы. Чаще всего применяют оценочные формы (чек-листы), в которые включены критерии эффективности решения с ассоциированными шкалами.
Классификация кейсов
Кейсы могут быть классифицированы по различным основаниям:
По решаемой задаче:
- проблемные, содержащие описание некой затруднительной ситуации, сложившейся в организации. Перед испытуемым ставится задача ее проанализировать. Такие кейсы позволяют обучить руководителей аналитическому подходу и стратегическому менеджменту;
- ситуационные, направленные на развитие поведенческих компетенций, таких как навыки предоставления обратной связи или постановки задач. Описание касается ситуаций делового взаимодействия, испытуемый должен найти оптимальное решение и предложить, как его реализовать. Часто ситуационные кейсы используют как инструкцию к ролевым играм. Благодаря такому сочетанию методов повышается эффективность учебного процесса, поскольку обучающийся получает возможность не просто выбрать модель поведения в рамках описанной ситуации, но и опробовать ее на практике.
По объему и структуре информации:
- комплексные кейсы, которые признаются классическими. В них содержится много детализированной информации, подробно излагается организационная ситуация, приводится большое количество первичных сведений, образцов документов, мнений, причем часть данных может быть избыточной и слабо структурированной. Испытуемый должен сам понять, какая информация представляет ценность, как ее анализировать, каковы приоритеты. На основании этого определяется предпочтительное решение. Иногда в условии кейса уже предлагаются варианты решения, каждый из которых имеет принципиальные недостатки. Правильное решение кейса предусматривает выработку собственного пути, выход за рамки предложений;
- мини-кейсы, представляющие собой краткой описание ситуации. Объем содержащейся в условии информации достаточен для принятия обоснованного решения компетентным человеком. Мини-кейсы нашли применение в навыковых тренингах и послетренинговом сопровождении как инструмент закрепления полученных навыков. С помощью мини-кейсов на практике отрабатываются сложные взаимодействия,
По источникам информации:
- кейсы, построенные на реальных сведениях о компаниях и событиях. Во внутреннем обучении могут использоваться данные о той компании, сотрудники которой проходят обучение. Такие кейсы имеют прикладной характер, повышающий эффективность обучения;
- кейсы, основанные на вымышленных данных. Они требуют мастерства от разработчика, чтобы обеспечить достаточное правдоподобие и конкретизацию ситуации.
Достоинства кейс-технологии
Ключевые преимущества кейс-технологии обучения персонала:
- в рамках кейс-метода имитируются отдельные аспекты профессиональной деятельности, что позволяет развивать актуальные знания, умения и навыки, эффективные модели поведения, причем в непосредственной и неразрывной связи с конкретным видом деятельности;
- использование кейс-метода позволяет существенно сэкономить временные ресурсы. Обучаемый не только овладевает определенным объемом теоретических знаний, но и имеет возможность сразу же применить их на практике, опробовать те или иные варианты решений;
- обучение происходит не путем пассивного усвоения информации, а через осознание собственных эффективных и неэффективных действий, при этом эффективные модели поведения получают положительное подкрепление, что значительно повышает результативность их дальнейшего использования.