Общая характеристика компетенций персонала
Инструменты формирования новых компетентностей персонала – это методы и способы, применяемые для развития у сотрудников знаний, умений и навыков, в которых заинтересован работодатель.
Как частные, так и государственные компании ориентированы на то, чтобы сформировать среднесрочные и долгосрочные цели, обеспечивающие максимизацию задействования доступных ресурсов и повышение доходности. В условиях экономической нестабильности и конкурентной среды организации ищут новые технологии достижения конкурентных преимуществ, среди которых можно указать:
- инновации в сфере управления персоналом,
- реинжениринг бизнес-процессов,
- машинное обучение и автоматизация.
Компетентностный подход – это инструмент, позволяющий внедрять новые технологии и наращивать согласованность в действиях путем изменения умений и навыков персонала. За счет роста эффективности возрастает и рыночная капитализация.
В рамках компетентностного подхода выделяют следующие этапы развития человеческого капитала:
- формирование для каждой позиции набора компетенций,
- группировка компетенций по профессиональному признаку,
- описание должностного профиля,
- оценка сотрудников,
- выявление слабых мест в сформированных компетенциях,
- разработка и осуществление корректирующих программ развития.
Перспективы развития компетенций сотрудников
Благодаря реализации компетентностного подхода в рамках управления персоналом повышается конкурентоспособность организации, у работников формируется готовность планировать профессиональную карьеру, решать практические задачи.
В рамках внедрения компетентностного подхода развиваются конкретные навыки, необходимые организации, способствующие повышению эффективности подбора и развития работников, прогнозированию успешности и результативности в соответствии со стоящими перед бизнесом перспективными задачами.
Результаты, которые могут быть получены организацией в ближайшее время:
- формирование четкого понимания в части требований и ожиданий по работникам, занимающих различные уровни служебной иерархии. Это способствует повышению объективности управленческих решений и управляемости персонала,
- повышение эффективности взаимодействия руководителей и отделов управления персоналом (кадров, социального развития), руководителей и рядовых сотрудников,
- снижение числа ошибок, допускаемых при подборе и ротации персонала, оптимизация бизнес-процессов на основе единого понимания критериев и наработанных навыков проведения кадровых процедур. При наличии компетентностной модели требования к сотрудникам для замещения вакансий заполняются более качественно, за счет чего минимизируются риски найма неподходящих кандидатов,
- повышение эффективности управления инвестициями, связанными с развитием персонала,
- замещение целенаправленными индивидуальными схемами обучения и развития схемы «обучение всех всему». При этом параллельно повышается реальная эффективность и личностная удовлетворенность участников обучения,
- повышение эффективности управления карьерой персонала на основе понимания, куда и кого нужно продвигать,
- рост лояльности, удовлетворенности и вовлеченности персонала, приводящий к повышению результативности и продуктивности.
При этом важно понимать различие между разнородными компетенциями:
- профессиональными,
- личностно-деловыми, которые отражают, насколько сотрудник способен взаимодействовать в коллективе, устанавливать конструктивные рабочие и деловые отношения в соответствии с функциональными обязанностями для достижения общих организационных целей, выявлять и реализовывать потенциальные возможности, задействовать опыт и знания других членов коллектива,
- управленческими, которые способствуют осуществлению планирования и организации деятельности структурных подразделений. Здесь важно, чтобы сотрудник был способен определить, учесть и по возможности снизить риск для подразделения.
Уровни развития компетенций персонала
Обычно в индикаторы степени и уровня развития компетенции включают описание того, какие на данном уровне требуются конкретные знания, умения, навыки, характеристики сотрудника и поведения. В целом можно выделить такие уровни:
- уровень осведомленности. Сотрудник, находящийся на этом уровне, имеет только начальное (общее) представление о рассматриваемой компетенции. Демонстрируемое им поведение необходимо для того, чтобы выполнять функциональные задачи упрощенно. Сотрудник осознает степень важности компетенции, но не может ее использовать;
- уровень знания. Сотрудник, находящийся на этом уровне, владеет в рамках рассматриваемой компетенции основными знаниями и умениями. Он обладает основными деловыми характеристиками, значимыми для данной компетенции – и их хватает для того, чтобы выполнять стандартные рабочие (функциональные) задачи на основе должностных инструкций (если такие инструкции отсутствуют – под руководством и контролем сотрудников, имеющих более развитую компетенцию);
- уровень опыта. Сотрудник, достигший этого уровня развития компетенции, владеет необходимыми знаниями, умениями и навыками. Он может качественно самостоятельно исполнять рабочие функции (выполнять задачи), творчески подходить к возникающим проблемам;
- уровень мастерства. Сотрудник, достигший этого уровня, имеет глубокие, твердые системные знания, которые уверенно проявляет в неординарных и сложных трудовых ситуациях;
- экспертный уровень. Сотрудник, находящийся на этом уровне, в совершенстве владеет знаниями, умениями и навыками. Его можно привлекать для решения самых сложных и важных задач по функциональному направлению.
Описывая уровни развития компетенций, необходимо уточнить, что каждый следующий уровень в обязательном порядке включает в себя более низкие уровни.