Общая характеристика дистанционного обучения
Дистантное обучение – это комплекс образовательных услуг, реализуемый в специализированной образовательной среде, построенной с применением современных информационно-коммуникационных технологий, обеспечивающих передачу учебной информации на расстоянии.
Чаще используют словосочетание «дистанционное обучение» (именно так это явление называется в официальных документах), но можно встретить и обозначение «дистантное обучение» или «дистант».
Развитие информационных технологий трансформировало все сферы человеческой деятельности, и сфера образования не стала исключением. Драйвером развития интернет-технологий в образовании (и, в частности, дистанционного обучения) стала пандемия COVID-19, когда школы и университеты закрывались на карантин.
Дистанционное образование расширяет возможности обучения. Благодаря интернету люди могут получить прямой доступ к разнообразным ресурсам, представленным в сети. Потенциал таких технологий высок, поскольку позволяет учиться в условиях территориальной разобщенности преподавателей и обучающихся.
Несмотря на активное развитие информационных технологий, в настоящий момент дистанционное обучение не является базовой формой, ему отводится вспомогательная роль. Опыт показывает, что, если в случае со взрослыми обучающимися эффективность дистанционного обучения может быть высокой, то для детей важен контроль, который можно обеспечить только при очном проведении занятий (в частности, контроль дисциплины). Высокий интерес к дистанционному обучению обусловлен следующими причинами:
- наличие потребности в достоверной и доступной информации;
- существование технологий для удовлетворения этой потребности;
- отношение к дистанционному обучению как к важному новому рынку услуг, где можно вести успешную коммерческую деятельность.
Принципы дистанционного обучения
Дистанционное обучение должно строиться на ряде принципов:
- принцип свободного доступа. Реализация этого принципа на практике сталкивается с рядом ограничений – так, например, создатели курсов обычно хотят получить вознаграждение за свою работу, поэтому доступ предоставляется только тем, кто оплатил обучение. Кроме того, в случае с обучением по программам профессионального образования (в том числе высшего) может быть предусмотрена необходимость сдать вступительные испытания;
- минимизация контакта с преподавателем, упор на самостоятельную работу. Это позволяет сделать график обучения максимально гибким. Если курс реализован в виде набора видеолекций, обучающийся может посмотреть их в любое удобное для себя время (при необходимости – не один раз). При этом должна присутствовать возможность получения консультаций от преподавателя, обратной связи по выполненным заданиям и т.д. Дистанционное обучение должно быть двусторонним процессом, а не однонаправленным потоком информации от преподавателя к студенту;
- принцип гибкости. Это принцип, выражающий главные плюсы дистанта: проходить обучение можно в любое время и в любом месте, достаточно иметь минимальный набор технических средств (компьютер, ноутбук или даже смартфон). Реализация этого принципа повышает доступность образования, особенно для жителей небольших городов и сельской местности;
- принцип модульности. Благодаря его реализации учебная программа для каждого обучающегося собирается из блоков в соответствии с его потребностями и уровнем подготовки;
- принцип открытого обучения, состоящий в том, что обучение организуется на хорошо разработанной образовательной среде, в которой обучающийся может самостоятельно ориентироваться и благодаря этому достигать своих образовательных целей;
- принцип активности и сознательности, предусматривающий, что обучающийся понимает, для чего он усваивает знания и умения и в чем они состоят, а также формирует свои убеждения в соответствии с полученными знаниями.
Движущей силой образовательного процесса является мотивация обучающегося. Она особенно важна в случае дистантного обучения, поскольку здесь большой упор сделан на самостоятельную работу. Обучающийся должен быть заинтересован в получении знаний, осознавать их важность для себя.
Достоинства и недостатки дистанционного обучения
Дистант обладает как плюсами, так и минусами. Основные его недостатки:
- сложность организации практических занятий. Если специальность предусматривает приобретение практических навыков, «работу руками», использование профессионального оборудования, то организовать обучение по ней в дистанционном режиме будет затруднительно;
- недостаточные возможности для развития коммуникативных навыков. Особенно это важно, если речь идет о школьном образовании. В рамках дистанта учащиеся практически не взаимодействуют между собой, контакт минимален и носит сугубо формальный характер. Не развиваются навыки работы в команде, не складываются личные неформальные отношения;
- необходимость высокой мотивации и самодисциплины для поддержания нужного темпа обучения;
- необходимость обладать компьютерной грамотностью, навыками работы в интернете. Это ограничивает возможности людей старшего поколения в дистанционном обучении;
- проблема идентификации учащегося. В дистанционных условиях сложно проверить, сам ли студент выполнял задание, сам ли сдает экзамен.
Достоинства дистанционного обучения:
- широкая доступность, отсутствие ограничений по географическому положению, часовому поясу;
- возможность учиться, не отрываясь от основной деятельности;
- возможность изучения сразу нескольких курсов (программ);
- социальное равноправие;
- легкость в обеспечении учебными материалами.
Таким образом, дистанционное обучение предлагает широкий спектр возможностей для получения образования, однако эта система все еще далека от совершенства, есть ряд проблем, с которыми дистанционному образованию как системе придется справляться и совершенствоваться.