Общая характеристика антикоррупционного стандарта поведения госслужащих
Антикоррупционный стандарт поведения госслужащих – это совокупность правил, установленных на законодательном уровне и выраженных в форме ограничений, запретов и требований, следование которым способствует формированию у государственных служащих устойчивого антикоррупционного поведения.
В рамках стандарта антикоррупционного поведения предполагается, что государственный служащий будет предпринимать активные действия, ориентированные на предотвращение проявлений коррупции, строго соблюдать предписания в форме отказа от совершения нежелательных действий. Государственный служащий при этом должен вести себя в соответствии с этическими правилами, которые сформировались в обществе.
Государственный служащий должен осуществлять действия, связанные с исполнением должностных обязанностей, в рамках должностного регламента:
- реализовать права и обязанности,
- нести ответственность за ненадлежащее исполнение или неисполнение должностных обязанностей, обусловленных функциями и задачами государственного органа, в котором он работает, а также функциональными особенностями его должности,
- принимать управленческие и иные решения по закреплённым должностным регламентом вопросам,
- участвовать в подготовке проектов управленческих решений и нормативно-правовых актов,
- взаимодействовать с другими государственными служащими и иными гражданами и организациями в связи с исполнением должностных обязанностей,
- оказывать государственные услуги организациям и гражданам в соответствии с регламентами.
Если при осуществлении своих полномочий государственный служащий отклоняется от положений регламента, это может способствовать совершению правонарушений коррупционного характера. Такие отклонения также могут рассматриваться как признак коррупционного поведения.
Государственные служащие должны предоставлять достоверные сведения о полученных доходах и принадлежащем им имуществе, а также обязательствах имущественного характера. Это же требование касается информации о супругах и несовершеннолетних детях государственного служащего. Если гражданин предоставляет недостоверные сведения или отказывается их предоставить при поступлении на государственную службу, ему должно быть отказано в приёме на службу. Если такое нарушение допускает государственный служащий, уже замещающий должность, его должны освободить от этой должности или привлечь к другим видам дисциплинарной ответственности, предусмотренной законодательством. Это требование направлено на то, чтобы предупредить коррупционные правонарушения, создать атмосферу невыгодности вести себя коррупционным образом.
Если государственный служащий хочет выполнить иную оплачиваемую работу, он обязательно должен предварительно уведомить об этом представителя нанимателя в письменной форме. Представитель нанимателя должен выдать подтверждение о получении такого уведомления. Иная оплачиваемая деятельность не должна повлечь за собой конфликт интересов. Это значит, что она не будет негативно влиять на исполнение государственным служащим обязанностей, предусмотренных замещаемой им должностью.
Запреты, ограничения, требования к служебному поведению государственных служащих
Государственные служащие должны соблюдать ряд запретов и ограничений.
Государственному служащему запрещено вести предпринимательскую деятельность.
Предпринимательская деятельность - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, целью которой является систематическое получение прибыли от
- выполнения работ,
- оказания услуг,
- продажи товаров,
- пользования имуществом
лицом, которое зарегистрированное в установленном порядке в качестве предпринимателя.
Если лицо, находящееся на государственной службе, будет вести предпринимательскую деятельность, у него будет соблазн извлечь для себя преимущества и выгоды. Это недопустимо в рамках концепции антикоррупционного поведения.
Государственные служащие не имеют права принимать участие в деятельности органов управления коммерческими организациями на платной основе. Если государственный служащий финансово зависит от коммерческой организации, увеличивается риск совершения им коррупционных правонарушений. Однако государственные служащие могут принимать участие в деятельности органов управления коммерческими организациями, если это предусмотрено их служебными обязанностями. Государственный служащий в таком случае представляет интересы государства, выполняет четко определенные обязанности. Государственные служащие могут участвовать в органах управления некоммерческими организациями, в том числе на платной основе.
Государственные служащие не имеют права приобретать доходные ценные бумаги в ряде случаев, установленных федеральными законами. Это связано с тем, что у государственных служащих есть доступ к информации о динамике доходов определённых компаний.
Не допускается получение государственным служащим вознаграждения в связи с исполнением им должностных обязанностей от юридических и физических лиц. Государственные служащие должны отказываться от любых подарков, за исключением обычных подарков, стоимость которых менее 3000 рублей. Получение выгоды в связи с осуществлением непосредственной служебной деятельности – это один из признаков коррупции.
Недопустимо, чтобы государственный служащий разглашал и использовал сведения конфиденциального характера или служебную информацию, за исключением случаев использования в связи с исполнением им обязанностей. Это ограничение не снимается и после увольнения граждан с государственной службы.
Госслужащим запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных и организаций.
Поведение государственного служащего должно быть корректным, не связанным с проявлением высокомерия, грубости, неуважительного отношения к человеку, не допускающим оскорблений, угроз в его адрес.