Менеджмент - это социальная наука по разработке и изучению методов, форм и средств управления социально-экономическими системами, а также практическая деятельность по их использованию.
Основные положения общего менеджмента
Менеджмент качества представляет собой управленческую деятельность активных субъектов хозяйствования, которая обеспечивает осуществление процессов повышения качества продукции и процессов. При этом менеджмент качества является одним из частных направлений общего менеджмента. Следовательно, основы менеджмента качества совпадают с основными положениями общего менеджмента.
Общий менеджмент по своему смыслу фактически равнозначен управлению. Они предполагают, что одно лицо или группа лиц (менеджеров) будут оказывать целенаправленное воздействие на другие лица с целью их побуждения к совершению таких действий, которые соответствуют достижению поставленных целей. Стоит отметить, что в рамках менеджмента менеджеры должны принимать на себя ответственность за результативность оказанного воздействия.
Было доказано, что независимо от сферы и объектов воздействия, процесс управления призван решать одни и те же общие задачи. Это дает возможность для формулирования общих законов менеджмента. Затем на основе этих законов, а также результатов анализа и обобщения практики управления конкретизируют содержание управленческой деятельности в рамках науки менеджмента.
В соответствии с общим менеджментом выделяют три уровня решения управленческих задач, которым соответствуют основные функции управления:
- Макроуровень – разработка миссии и идеологии функционирования и совершенствования системы, создание дерева целей системы управления, установление критериев достижения поставленных целей, выработка общей политики поведения системы, конструирование структуры системы управления, определение направлений развития системы управления, определение функций и иерархии подсистем, обеспечение целостности системы и определение степени автономности подсистем управления, выбор подходов к формированию кадрового потенциала (особенно в части отбора и ротации топ-менеджмента) и т. д.
- Общий уровень – предварительное управление, которое заключается в составлении прогнозов и планов относительно конкретных параметров системы, оперативное управление, которое заключается в организации, мотивации, координации и регулировании, заключительное управление (обратная связь), которое заключается в контроле, учете и анализе.
- Частный уровень – управление работами по планированию и прогнозированию, управление качеством, управление технической подготовкой производства, организация работы с кадрами, материально-техническим снабжением, технико-экономического анализа и т. д.
Конкретные функции управления тесно связаны с особенностями предприятия, которые обычно предопределяются основными сферами его деятельности.
Развитие общего менеджмента и менеджмента качества
Первоначально общий менеджмент и менеджмент качества развивались совместно. Их общей основой является система Ф. У. Тейлора, который в начале ХХ века, по существу, создал концепцию научного менеджмента. Однако в период с 1920-х до начала 1980-х гг. пути развития общего менеджмента и менеджмента качества разошлись.
В это время специалисты воспринимали и разрабатывали главную проблему, прежде всего, как инженерно-техническую проблему контроля и управления вариабельностью продукции и производственных процессов. А проблеме менеджмента преимущественно присваивали экономический, организационный и социально-психологический характер, обусловленный необходимостью повышения эффективности деятельности.
На этом этапе менеджмент качества был ярко выраженной конкретной функцией управления. Это говорило о его роли как о подсистеме общего менеджмента, который был выделен с точки зрения структуры, организации и ресурсного обеспечения.
Общий менеджмент и менеджмент качества стали двигаться навстречу друг другу ближе к концу ХХ века. Причинами этого движения были, во-первых, расширение представлений общества о качестве продукции и способах воздействия на него, во-вторых, развитие системы внутрифирменного менеджмента.
В настоящее время менеджмент качества становится ведущим менеджментом фирм, поскольку для решения задач качества необходимо создать адекватную организационную структуру, которая бы включала в себя все структурные подразделения и всех сотрудников предприятия на всех стадиях жизненного цикла продукции. Логичным следствием распространения данного представления стало создание концепций всеобщего управления качеством (TQM) и универсального управления качеством (UQM).
Современное место менеджмента качества в общем менеджменте
Сейчас целевые установки системы общего менеджмента предприятия должны содержать, помимо прочего, основные цели системы управления качеством. Кроме того, общий менеджмент требует системного осуществления управления качеством, что должно быть выражено в наличии определенной системы, т.е. организационной структуры, где были бы четко распределены ответственность, процедуры, процессы и ресурсы.
Актуальный на сегодняшний день всеобщий контроль качества, который широко распространен среди предприятий развитых стран мира, предполагает выполнение трех обязательных условий:
- признание высшим руководством предприятий качества как основной стратегической цели деятельности;
- вовлечение всех структурных подразделений предприятия в выполнение мероприятий по повышению качества;
- организация постоянного процесса обучения с ориентацией на определенное рабочее место и повышение мотивации персонала.
Таким образом, менеджмент качества сегодня является одной из главных составляющих общего менеджмента.