Информационная система - это совокупность взаимосвязанных математических методов и технических средств, предназначенных для сбора, хранения, поиска, обработки и распространения информации.
Возможности информационных систем обеспечения качества
Необходимым условием для повышения конкурентоспособности как предприятия, так и выпускаемой им продукции является внедрение передовых систем качества, что во многом обеспечивается за счет использования информационных систем. Информационными называют системы, предназначенные для сбора, хранения, поиска, обработки и распространения информации. Основной для функционирования информационных систем является вычислительная техника и программное обеспечение.
Информационные системы в настоящее время нашли широкое применение, прежде всего, для использования при сертификации системы обеспечения качества. Благодаря этому предприятия получают возможность для получения зарубежных инвестиций, привлечения зарубежных заказчиков, получения госзаказа.
Возможности информационных систем позволяют предприятиям внедрить эффективную систему качества. Это связано с тем, что с помощью информационных технологий организуется функционирование предприятия по основным направлениям деятельности, а именно - управление проектированием, документацией, данными, процессами, измерительным оборудованием, закупками, контролем, обслуживанием, подготовкой кадров, погрузочно-разгрузочными работами, корректирующими и предупреждающими действиями и др.
Информационная система обеспечения качества в большинстве случаев представлена на предприятии следующими тремя уровнями:
- Комплексные системы управления предприятием.
- Системы электронного документооборота.
- Программное обеспечение, с помощью которого подготавливают и поддерживают функционирование систем качества.
Перечисленные информационные технологии характеризуется большой сложностью и высокой стоимостью. Однако информационная поддержка в настоящее время обязательна для больших компаний при внедрении систем качества.
Практика свидетельствует о том, что информационная система выступает в качестве одного из важнейших технологических факторов, которые способствуют реальному развитию концепции Всеобщего управления качеством. В то же время внедрение информационных систем обеспечения качества, как правило, требует привлечения соответствующих консультантов и использования специальных методик.
Эффективность информационных систем обеспечения качества
Информационные системы обеспечения качества активно применяются предприятиями на стадии реинжиниринга бизнес-процессов. В этом случае нужно использовать программные средства моделирования, которые соответствуют стандартам IDEF. Тем самым, создается функциональная модель, которая отражает функции и процессы моделируемой системы в формализованном виде.
Современным предприятиям рекомендовано внедрение электронного документооборота. Речь идет про информационную система, которая в среде специалистов известна как система управления документами или, вернее, система хранения, контроля и управления документами. Обычно установка и эксплуатация готовых систем электронного документооборота основывается на формализации процессов деятельности предприятия и создании экранных форм.
Предприятие, у которой внедрена и действует полноценная информационная система обеспечения качества, может осуществить интеграцию применяемых программных средств. Подобная задача, как правило, реализуется с использованием технологии управления данными об изделии, которая соответствует единой структуре данных:
- о выпускаемой продукции;
- о реализуемых процессах;
- о применяемых ресурсах.
Более того, указанная технология позволяет руководителям и специалистам предприятия в любой момент получить текущую информацию по любому производственному вопросу, передать ее в любую точку информационной системы.
Особую группу составляют программные продукты, с помощью которых предприятия, уже получившие или только собирающиеся получить сертификат соответствия стандартам серии ИСО 9000 (т.е. стандартам, которыми урегулированы вопросы из сферы менеджмента качества), могут решить информационные проблемы. Для тех и других разработаны программные продукты нескольких групп.
Первая группа представлена специфическими системами управления документами для типовых задач управления качеством. Отдельные модули таких продуктов зачастую предназначены для реализации того или иного элемента системы менеджмента качества предприятия. Главное достоинство таких продуктов состоит в простоте и строгой ориентации на специфические процедуры менеджмента качества, детальная реализация которых, в первую очередь, определяется конкретным предприятием, сложившимися традициями развития стандартизации и системами качества.
Вторая группа образована программными продуктами, которые определяют степень готовности предприятия к сертификации. Они характеризуются как экспертные системы и продукты функционального моделирования, которые в основном направлены на решение задач менеджмента качества.
Таким образом, разработка и внедрение технологий информационных систем обеспечения управления качеством является непростой задачей интеграции прогрессивных стандартов и программных разработок с накопленным опытом в этой сфере. Большое внимание руководители предприятий должны уделить образованию службы, сотрудники которой бы занимались исключительно интеграцией программно-аппаратных решений. Кроме того, требуется привлечение из специализированных компаний сторонних специалистов-консультантов.