Вопросник Осборна - это метод активации творческого мышления, которая осуществляется с помощью серии наводящих вопросов, позволяющих нащупать решение проблемы.
Сущностная характеристика вопросника Осборна
Качество управления определяется, прежде всего, тем, как руководители организации решают возникающие проблемы. На данный момент можно говорить о существовании нескольких подходов, которые позволяют найти быстрое решение проблемы. Один из таких подходов представлен вопросником Осборна.
Алекс Фейкни Осборн (1888-1966) первоначально был американским менеджером по рекламе. С течением времени он активизировал свою литературную деятельность и выпустил несколько книг по творческому мышлению, а в 1954 году учредил Фонд творческого образования.
Алекс Осборн предложил список контрольных вопросов, поиск ответов на которые должен стимулировать работу мысли, т. е. данный метод подразумевает нахождение решения проблемы при помощи серии наводящих вопросов, которые психологически активизируют творческий процесс.
Рассматриваемый метод заключается в том, что субъект управления отвечает на вопросы, которые входят в состав предлагаемого списка, рассматривая свою проблему в связи с этими вопросами. Как правило, вопросы отражают наиболее существенные проблемы, но в то же время возможно попадание в данный список поверхностных, т. е. слабых, несущественных вопросов.
Вопросник Осборна, который также можно воспринимать как частный случай метода контрольных вопросов, является усовершенствованием метода проб и ошибок. Это проявляется в том, что каждый вопрос по сути является пробой (или серией проб).
Данный метод способствует целенаправленности и организации творческого поиска. Списки вопросов можно использовать во время проведения мозговой атаки - тем самым, пытаются активизировать генерирование идей, формулировать ответы.
Перечень и описание контрольных вопросов Осборна
Вопросник Осборна традиционно состоит из следующих девяти вопросов:
- Можно ли объект (идею) использовать по-другому?
- Можно ли воспользоваться аналогиями?
- Что можно изменить?
- Что можно увеличить?
- Что можно уменьшить?
- Что можно заменить?
- Что можно преобразовать?
- Что можно сделать наоборот?
- Что можно скомбинировать?
Подробнее рассмотрим, что означает каждый из девяти контрольных вопросов.
Первый вопрос предлагает поразмыслить на тем, существуют ли возможности для совершенно новых способов применения. Может быть с существующими способами применения лучше провести модификацию. Кроме того, размышляют о возможностях применения идеи к чему-то другому.
Второй вопрос предназначен для вскрытия ассоциаций, которые возникают при упоминании объекта. Вероятно, таким образом можно сформулировать новую идею. Здесь же субъект управления ищет подобные проблемы и решения, которые можно использовать в виде копирования или имитации.
В соответствии с третьим вопрос определяют всевозможные модификации объекта. Так, с одной стороны, она может проявляться в изменении назначения, функции, цвета, движения, запаха, формы, очертаний объекта и др. С другой стороны, сама модификация может быть проведена путем вращения, изгиба, скручивания, поворота объекта и др.
При ответе на четвертый вопрос устанавливают перечень объектов, пригодных для присоединения и дополнения. Здесь же решается вопрос об увеличении, дублировании, гиперболизации, мультипликации элементов объекта. Кроме того, увеличенными могут оказаться качество, размеры, высота, длина, расстояние, объём, толщина, прочность, громкость, концентрация, частота, стоимость, время службы, воздействие и др.
Пятый вопрос по своей сути противоположен. Он направляет на поиск того, что в объекте можно убрать или заменить. Еще с самим объектом можно провести действия по уплотнению, сжатию, сгущению, конденсации, укорачиванию, сужению, отделению, раздроблению, осветлению, уменьшению толщины и др. Рассматривается возможность использования приёма миниатюризации.
Отвечая на шестой вопрос, идентифицируют элементы, которые подлежат замене, и элементы, которые могут быть использованы вместо замененных. Например, другими элементами могут быть ингредиент, материал, процесс, источник энергии, расположение, цвет, звук, освещение. Или же можно использовать те же элементы, но другого стиля, других времен.
С помощью седьмого вопроса рассматривают возможность о взаимной замене компонентов (например, поменять местами, что, в частности, зачастую пытаются реализовать с причиной и следствием). Отдельные части и фрагменты могут быть перемещены, а разбивка, разметка, планировка, последовательность - изменены.
Восьмой вопрос предназначен для того, чтобы обратить внимание субъекта управления на идею, которая по своему смыслу противоположна исходной идеи. Так, сам объект предлагают рассмотреть в зеркальном отражении. Более того, изучаются вопросы о замене мест элементов, которые размещены противоположно по отношению друг к другу, а также об изменении роли, функции.
Заключительный девятый вопрос предлагает изучить идею с точки зрения ее потенциального сочетания с какой-нибудь другой идеей. Может рассматриваемая идея способна стать частью чего-то большего. Определяется возможность создания смеси, сплава, нового ассортимента, комбинации целей, привлекательных признаков.
Таким образом, лицо, принимающее управленческие решения, в случае полного прохождения вопросника Осборна (полного ответа на все девять контрольных вопросов из списка) полностью изучить рассматриваемую проблему. Это даст ему возможность для разработки, принятия и исполнения наиболее эффективного решения, что будет означать повышение качества управления в организации или его поддержание (сохранение) на прежнем столь же высоком уровне.