Затраты на качество - это выраженные в денежной форме ресурсы, которые предприятие расходует в ходе своей хозяйственной деятельности ради достижения целей в области качества.
Понятие, значение и виды затрат на качество
Уровень качества во многом обусловлен величиной затрат, которые предприятие вынуждено нести в процессе реализации своей политики в области качества. Затратами в данном случае называют представленные в денежной форме ресурсы, которые организации вынуждены использовать ради достижения поставленных целей в области качества.
Управление затратами на качество представляет собой важный фактор экономической деятельности хозяйствующих субъектов, который оказывает влияние на следующие процессы:
- ценообразование;
- материально-техническое снабжение производства;
- рациональное использование сырьевых ресурсов;
- достижение ценовых и качественных конкурентных преимуществ.
Управление затратами на качество базируется, в первую очередь, на той информации, которая получена в результате их изучения. К подобной информации, в частности, относится разделение затрат на несколько видов (групп). Существует несколько критериев классификации затрат на качество, но, как показывает практика, чаще всего выделяют следующие группы затрат на качество:
- превентивные (предупредительные) затраты на качество - обусловлены проведением предупредительных мероприятий, которые призваны не допустить появления дефектов, брака, несоответствий, исключить условия их возникновения, снизить их количество;
- затраты на контроль - обусловлены потребностью в определении (оценке, подтверждении) фактического уровня качества;
- затраты и потери от дефектов - обусловлены браком, производством дефектной продукции, которая не соответствует установленному уровню качества.
Рассмотрим все виды затрат на качество, которые образуют каждую из групп.
Превентивные затраты на качество
Превентивные (предупредительные) затраты представлены, прежде всего, затратами, связанными с осуществлением в организации управления качеством. Речь идет про затраты на разработку, внедрение и обеспечение функционирования систем менеджмента качества и безопасности. Кроме того, к данной разновидности относятся затраты, которые вызваны использованием метода структурирования функции качества (т.е. привлечением к производству специалистов соответствующего профиля, с определенным набором знаний и опыта).
Для предупреждения возникновения несоответствий необходимо управлять процессами, что соответствует процессному подходу в менеджменте качества. Оно требует расходования ресурсов и приложения усилий для установления средств управления процессами, для изучения их характеристик, а также для осуществления технической поддержки при внедрении и поддержании процедур и планов по качеству.
Превентивными считаются затраты на аудит (как на внутренний, так и на внешний) и сертификацию системы менеджмента качества. Более того, данную группу составляют затраты по проверке, обслуживанию, калибровке, усовершенствованию контрольно-измерительного и испытательного оборудования, технологической оснастки, приборов, приспособлений, шаблонов, образцов, которые применяются для удовлетворения технологических нужд и способствуют формированию и обеспечению качественных свойств продукции.
Предупредительный характер имеется у затрат, вызванных обеспечением качества поставок. Оно, напомним, заключается в сравнительной оценке вариантов сырьевого и материально-технического обеспечения и потенциальных поставщиков, в технической подготовке проверок и испытаний покупных сырья и материалов, в технической поддержке обеспечения качества у поставщиков.
Качество во внешней среде обеспечивается вне сферы непосредственного управления предприятием. Как пример можно назвать сферы первичного оптового распределения, логистики, транспортно-экспедиционного обслуживания и другие, которые тоже требуют определенных затрат.
Также у организаций имеют место затраты, связанные с внедрением программ улучшения качества, сбором и анализом данных по ним, контролем их исполнения. В целях предупреждения организации еще активно занимаются внедрением, функционированием и развитием программ обучения всех категорий персонала в области управления качеством, которые, в частности, требуют оплаты курсов обучения, консультаций, тренингов и т. п.
Затраты на контроль
Основной формой контроля считается первичное и плановое проведение внутренних проверок и испытаний на производстве, затраты на которые связаны с оплатой труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала. Проверки, испытания, тестирования могут быть проведены только при наличии соответствующих расходных материалов и образцов, которые должны быть заранее приобретены.
Затраты на прием продукции заказчиком представляют собой затраты на сборку, монтаж, пуско-наладочные работы на предприятии-производителе. Помимо этого, затраты организации на качество могут быть обусловлены проверкой (подтверждением) соответствия техническим требованиям и условиям. Оно заключается в контроле и испытании сырья, материалов, комплектующих, запасных частей, которые проводятся из-за изменений технических требований и условий проекта, а также при истечении сроков годности и хранения.
Затраты и потери от дефектов
Затраты и потери от дефектов могут быть внутренними (они выявляются самой организацией до реализации продукции) и внешними (они выявляются потребителями после реализации продукции).
Внутренние затраты и потери от дефектов представлены затратами на производство дефектной продукции, на ее восстановление (ремонт), на определение и анализ причин возникновения дефектов, потерями по вине поставщиков (из-за несоответствия поставленной продукции указанным требованиям), а также недополученной выручкой в результате снижения цены.
Внешними затратами и потерями от дефектов являются затраты на обеспечение гарантийных обязательств (т. е. на ремонт или замену продукции), на проверку и усовершенствование продукции, на возмещение ущерба, на оплату судебных издержек, а также потери от снижения объемов реализации из-за утраты доверия и деловой репутации.