Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Виды затрат на качество и их классификация

Определение 1

Затраты на качество - это выраженные в денежной форме ресурсы, которые предприятие расходует в ходе своей хозяйственной деятельности ради достижения целей в области качества.

Понятие, значение и виды затрат на качество

Уровень качества во многом обусловлен величиной затрат, которые предприятие вынуждено нести в процессе реализации своей политики в области качества. Затратами в данном случае называют представленные в денежной форме ресурсы, которые организации вынуждены использовать ради достижения поставленных целей в области качества.

Управление затратами на качество представляет собой важный фактор экономической деятельности хозяйствующих субъектов, который оказывает влияние на следующие процессы:

  • ценообразование;
  • материально-техническое снабжение производства;
  • рациональное использование сырьевых ресурсов;
  • достижение ценовых и качественных конкурентных преимуществ.

Управление затратами на качество базируется, в первую очередь, на той информации, которая получена в результате их изучения. К подобной информации, в частности, относится разделение затрат на несколько видов (групп). Существует несколько критериев классификации затрат на качество, но, как показывает практика, чаще всего выделяют следующие группы затрат на качество:

  • превентивные (предупредительные) затраты на качество - обусловлены проведением предупредительных мероприятий, которые призваны не допустить появления дефектов, брака, несоответствий, исключить условия их возникновения, снизить их количество;
  • затраты на контроль - обусловлены потребностью в определении (оценке, подтверждении) фактического уровня качества;
  • затраты и потери от дефектов - обусловлены браком, производством дефектной продукции, которая не соответствует установленному уровню качества.
«Виды затрат на качество и их классификация» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Рассмотрим все виды затрат на качество, которые образуют каждую из групп.

Превентивные затраты на качество

Превентивные (предупредительные) затраты представлены, прежде всего, затратами, связанными с осуществлением в организации управления качеством. Речь идет про затраты на разработку, внедрение и обеспечение функционирования систем менеджмента качества и безопасности. Кроме того, к данной разновидности относятся затраты, которые вызваны использованием метода структурирования функции качества (т.е. привлечением к производству специалистов соответствующего профиля, с определенным набором знаний и опыта).

Для предупреждения возникновения несоответствий необходимо управлять процессами, что соответствует процессному подходу в менеджменте качества. Оно требует расходования ресурсов и приложения усилий для установления средств управления процессами, для изучения их характеристик, а также для осуществления технической поддержки при внедрении и поддержании процедур и планов по качеству.

Превентивными считаются затраты на аудит (как на внутренний, так и на внешний) и сертификацию системы менеджмента качества. Более того, данную группу составляют затраты по проверке, обслуживанию, калибровке, усовершенствованию контрольно-измерительного и испытательного оборудования, технологической оснастки, приборов, приспособлений, шаблонов, образцов, которые применяются для удовлетворения технологических нужд и способствуют формированию и обеспечению качественных свойств продукции.

Предупредительный характер имеется у затрат, вызванных обеспечением качества поставок. Оно, напомним, заключается в сравнительной оценке вариантов сырьевого и материально-технического обеспечения и потенциальных поставщиков, в технической подготовке проверок и испытаний покупных сырья и материалов, в технической поддержке обеспечения качества у поставщиков.

Качество во внешней среде обеспечивается вне сферы непосредственного управления предприятием. Как пример можно назвать сферы первичного оптового распределения, логистики, транспортно-экспедиционного обслуживания и другие, которые тоже требуют определенных затрат.

Также у организаций имеют место затраты, связанные с внедрением программ улучшения качества, сбором и анализом данных по ним, контролем их исполнения. В целях предупреждения организации еще активно занимаются внедрением, функционированием и развитием программ обучения всех категорий персонала в области управления качеством, которые, в частности, требуют оплаты курсов обучения, консультаций, тренингов и т. п.

Затраты на контроль

Основной формой контроля считается первичное и плановое проведение внутренних проверок и испытаний на производстве, затраты на которые связаны с оплатой труда контролеров, проверяющих, инспекторов, испытательного персонала. Проверки, испытания, тестирования могут быть проведены только при наличии соответствующих расходных материалов и образцов, которые должны быть заранее приобретены.

Затраты на прием продукции заказчиком представляют собой затраты на сборку, монтаж, пуско-наладочные работы на предприятии-производителе. Помимо этого, затраты организации на качество могут быть обусловлены проверкой (подтверждением) соответствия техническим требованиям и условиям. Оно заключается в контроле и испытании сырья, материалов, комплектующих, запасных частей, которые проводятся из-за изменений технических требований и условий проекта, а также при истечении сроков годности и хранения.

Затраты и потери от дефектов

Затраты и потери от дефектов могут быть внутренними (они выявляются самой организацией до реализации продукции) и внешними (они выявляются потребителями после реализации продукции).

Внутренние затраты и потери от дефектов представлены затратами на производство дефектной продукции, на ее восстановление (ремонт), на определение и анализ причин возникновения дефектов, потерями по вине поставщиков (из-за несоответствия поставленной продукции указанным требованиям), а также недополученной выручкой в результате снижения цены.

Внешними затратами и потерями от дефектов являются затраты на обеспечение гарантийных обязательств (т. е. на ремонт или замену продукции), на проверку и усовершенствование продукции, на возмещение ущерба, на оплату судебных издержек, а также потери от снижения объемов реализации из-за утраты доверия и деловой репутации.

Дата написания статьи: 19.02.2023
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot