Ресурсы - это совокупность средств и источников их получения, которые доступны и могут быть использованы при решении хозяйственных задач.
Результаты хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей во многом зависят от того, каким количеством ресурсов и какого качества они распоряжаются. Следовательно, одним из условий повышения экономического эффективности (чаще всего, в виде максимизации прибыли) является улучшение качества используемых ресурсов.
Улучшение качества закупок ресурсов
Как правило, подавляющее большинство ресурсов, которые предприятия и предприниматели используют в процессе ведения своей хозяйственной деятельности, приобретается на рынке у сторонних организаций - поставщиков. Весь комплекс действий, связанных с получением на рынке необходимых ресурсов, называется закупкой. Это значит, чем качественнее происходит закупка ресурсов, тем с более качественными ресурсами можно работать.
Улучшение качества закурки ресурсов является крупной бизнес-задачею, решение которой требует выполнения трех основных процессов:
- Анализ и обеспечение качества проекта в аспекте комплектующих изделий - установление целей через анализ потребительских запросов и формирование технического задания на разработку комплектующих, определение объектов приложения усилий в результате поиска и оценки технологических и экономических возможностей потенциальных поставщиков, создание средств реализации целей за счет подготовки производства у поставщиков, верификация процесса в виде испытания и утверждения образца к поставке.
- Обеспечение экономической эффективности поставок - выбор поставщиков и заключение с ними экономически целесообразного договора поставок при оптимальном сочетании соотношения «цена – качество» (за счет перехода на систему прямого заказа, финансовой оценки поставщиков, организации поставок комплектующих «точно во время», отказа от посредников, заключения долгосрочных контрактов и др.).
- Обеспечение качества комплектующих изделий и своевременности их поставок - внедрение систем идентификации и прослеживаемости, проведение аудитов (систем качества, технологических, экономических) поставщиков, автоматизация сбора и обработки данных и др.
Принятие перечисленных мер должно привести к улучшению качества материально-технических ресурсов хозяйствующего субъекта. Это будет выражено в том, что технические характеристики закупаемых ресурсов будет удовлетворять чертежной документации, стандартам, техническим условиям и требованиям к сборке товарного изделия. Их эксплуатация будет экологичной и безопасной, а потребительские свойства закупаемых ресурсов будет соответствовать ожиданиям потребителей.
Улучшение качества человеческих ресурсов
С каждым годом в экономике возрастает значение человеческих ресурсов. Поэтому улучшение их качества является отдельным направлением деятельности предприятий, которые желают добиться успеха в стратегическом развитии.
Сотрудники предприятия рассматриваются как поставщики, во-первых, своих компетенций (знаний, умений, навыков), используемых для выполнения трудовых функций, во-вторых, своего времени, затрачиваемого на выполнение работы. Их преобразование в конечный продукт, который затем предприятие предлагает потребителям на рынке, происходит за счет действия таких факторов, как производительность труда (соотношение потраченных ресурсов и полученных результатов), преданность (поддержка ценностей предприятия), удовлетворенность работы.
Для того чтобы качество человеческих ресурсов постоянно улучшалось, а предприятие могло получать максимальные результаты от текущего сотрудничества с нанятыми работниками, его руководству нужно обеспечить правильное создание и функционирование следующих механизмов:
- Система работы - выстраивание на предприятии эффективных вертикальных связей (доведение до исполнителей решений руководства, получение руководством обратной связи и т.п.) и горизонтальных связей (обеспечение взаимодействия между работниками в комфортном психологическом климате), а также создание условий для безопасного труда и отдыха.
- Система вознаграждения (поощрения) и наказания - принятие мер материальной и нематериальной мотивации (в виде премий, штрафов, присуждения грамот, выговоров и т. п.).
- Система карьеры (продвижение по служебной лестнице) - предоставление работникам понятных и доступных возможностей для назначения на более высокую должность за достигнутые результаты работы на предприятии.
- Система образования - периодическое прохождение работниками предприятия курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации в зависимости от изменения характеристик производимой продукции, используемых средств и предмета труда, позиции в организационной структуре (повышения, понижения, перемещения) и др.
Многие компании сегодня работают в условиях Всеобщего управления качеством. Для данной концепции характерной является такой стиль обучения работников предприятия, как наставничество. В соответствии с ним один из менеджеров предприятия назначается наставников для вновь принятых работников. Наставники организуют и проводят тренировки, а также дают советы. Как показывает практика, наставничество помогает «новичкам» высвободить скрытые возможности своего потенциала.
Вознаграждение за труд до сих пор остается достаточно мощным фактором развития человеческих ресурсов предприятия. В последнее время в данной области наметились новые тенденции, которые способствуют большему раскрытию в работниках новых качеств. Так, в настоящее время рекомендуют награждать:
- за перспективные решения;
- за готовность идти на риск;
- за творческую работу, а не слепое подчинение;
- за обдуманный труд, а не за объем работ;
- за качество, а не быструю работу.