TQM (Total quality management, Всеобщее управление качеством) - это нацеленный на качество подход к руководству организацией, в основе которого лежит участие всех ее членов и удовлетворение запросов потребителей.
Общая характеристика концепции TQM
Постоянное систематическое развитие концепции целевого управления в области качества, которое имело место последние десятилетия, привело к формированию современной концепции всеобщего управления качеством (Total quality management, TQM). Концепция TQM представляет собой совокупность взаимосвязанных действий организаций, направленных на удовлетворение требований клиентов, увеличение возможностей работников, обеспечение долговременной и более высокой прибыли.
Всеобщее управление качеством отличается всеобъемлющим характером, что находит отражение в следующем:
- в процессы по улучшению качества целенаправленно вовлечены все работники и клиенты организации;
- соблюдаются интересы всех заинтересованных сторон (собственников, работников, инвесторов и др.);
- систематически совершенствуются все процессы управления качеством и др.
Таким образом, TQM следует воспринимать как относительно новое управленческое мировоззрение, которое в настоящее время находит применение в сфере рыночных отношений.
Основные тенденции современного развития TQM
Окружающей бизнес-среде присуща постоянная изменчивость. Это означает, что имеют место изменения в содержании внешних и внутренних факторов, появление новых и исчезновение прежде имевшихся. Продолжается развитие науки и техники, происходит накопление практического опыта. Все это приводит к тому, что концепция TQM тоже развивается, адаптируется к новым условиям и стремится отвечать новым запросам организаций, потребителей и общества в целом.
Прежде всего, имеет место глобальное распространение качества. Интерес к качеству растет повсеместно, о чем свидетельствует увеличение числа стран и предприятий, которые присоединились к действию международных документов в области качества (прежде всего, стандартов Международной организации по стандартизации), образование и увеличение объединений, созданных ради достижения целей в области качества (например, Американского общества качества).
Глобальному распространению качества способствует действие таких факторов, как:
- глобализация рынков товаров, услуг, труда, капитала и др.;
- рост конкуренции между отдельными компаниями и целыми странами;
- осознание многими странами и предприятиями необходимости в улучшении качества как ключевого фактора конкурентоспособности;
- непрерывный рост объемов знаний в области качества.
Интегральные процессы в мировом сообществе имеют тенденцию к росту. Это дает основания предполагать, что качество в последующие годы будет распространяться в мировой экономике еще большими темпами.
Области управления качеством коснулось бурное развитие информационных технологий, которое в последние годы наблюдалось во всех сферах деятельности. В этих условиях эффективное функционирование системы управления качеством на базе концепции TQM стало возможным только при внедрении интегрированной системы сбора и анализа информации.
Принципы концепции TQM закладываются в основу, так называемых, CALS-технологий (Continuous Acquisition and Life cycle Support). Речь идет про компьютерные технологии, которые обеспечивают создание единой информационной среды для всех процессов (этапов) жизненного цикла, как правило, сложного технического изделия или системы.
Практика показала, что внедрение CALS-технологий приводит к снижению производственных издержек на 30 % и к значительному сокращению сроков разработки новых изделий. Такой результат достигается за счет моделирования материальных, информационных и финансовых потоков, которые характеризуют процессы производства, а также создания интегрированных информационных систем сопровождения продукции, взаимодействия с партнерами и потребителями продукции, управления качеством продукции и др.
Одной из главных тенденций современного развития TQM является все растущее проникновение науки в менеджмент качества. Так, были разработаны новые технологические подходы и управленческие приемы, после внедрения которых сформировали новые методы повышения качества.
Базой для новых организационных подходов к менеджменту качества в настоящее время выступают:
- результаты анализа информации по управлению процессами производства продукции;
- глубокое изучение социологических проблем в трудовом коллективе;
- анализ действий психофизиологических факторов труда и др.
Изменения происходят также в системе взаимоотношений предприятий. В настоящее время происходит переход от сотрудничества поставщика и потребителя комплектующих изделий к партнерству. Это свидетельствует о новом этапе взаимоотношений, который наступает после выбора постоянного поставщика вместо временного.
Предприятия совместно прилагают усилия для повышения качества процессов и продукции (в частности, пытаются снизить себестоимость продукции при сохранении его качества). В конечном итоге должен произойти рост объемов продаж и производства продукции, а также извлечение увеличенной прибыли обоими участниками хозяйственного оборота (за счет роста конкурентоспособности продукции, являющейся результатом функционирования данной цепочки поставок).
Таким образом, концепция TQM (Всеобщего управления качеством) и в наши дни продолжает развиваться. Перечисленные тенденции развития TQM (а именно, глобализация, информатизация, проникновение науки, переход к партнерским отношениям) во многом отражают те направления, по которым будет совершенствоваться бизнес в самое ближайшее время.