RCM - это методология планирования проведения работ, связанных с техническим обслуживанием и ремонтом инженерных систем, в основе которой лежит инженерное исследование потенциальных отказов систем и их элементов, а также последствий таких отказов.
Теоретические основы методологии RCM
В настоящее время в различных отраслях промышленности широко и успешно применяют метод RCM. Название данного метода является аббревиатурой английского словосочетания «Reliability-centered maintenance», которое на русский язык переводится как «Техническое обслуживание, направленное на обеспечение надежности».
RCM представляет собой методологию разработки и реализации политики проведения технического обслуживания и ремонта различных инженерных систем. Методология RCM направлена, в первую очередь, на предупреждение отказов. Подобный подход позволяет хозяйствующим субъектам в отношении всех типов оборудования повысить уровни безопасности, эксплуатационной готовности и экономичности функционирования.
RCM является составной частью технологий управления жизненным циклом объектов техники. При этом она находит свое применение во время анализа логистической поддержки.
В основе методологии RCM лежит положение о том, что техническое обслуживание нацелено на выявление и предупреждение конкретных видов отказов технического объекта (отдельного изделия или целых систем). А основным фактором принятия решения о перечне и сроках выполнения работ по техническому обслуживанию является частота как рассматриваемых видов отказов, так и возможных последствиях таких отказов для безопасности, готовности и экономических показателей использования рассматриваемого технического объекта.
По методологии RCM проводят инженерный анализ, результатом которого являются формализация процесса принятия управленческих решений в сфере технического обслуживания и ремонта и придание ему целенаправленного характера. Объектами инженерного анализа являются:
- первичные и вторичные функции технического объекта и их характеристики;
- виды нарушения конечных функций технического объекта, т.е. виды возможных отказов, которые исключают возможность его использования по назначению;
- причины отказов технических объектов, т. е. конкретные воздействия на них;
- последствия отказов технических систем, которые в большинстве случаев касаются их безопасности, готовности к применению, экономического, экологического или иного ущерба и др.;
- категории значимости отказов технических объектов, которые определяются, прежде всего, видом, тяжестью и вероятностью возникновения их последствий;
- характерные для отказов критерии предельных состояний компонентов составных частей технического объекта;
- потенциально эффективные работы по техническому обслуживанию;
- нуждающиеся в изменении критичные места конструкции технических объектов.
Организация применения методологии RCM
Условием успешного применения методологии RCM является наличие знаний об оборудовании организации, об особенностях производственной среды, о конструкции исследуемого технического объекта, о взаимодействующих с ним систем, подсистем и элементов оборудования, а также о потенциальных отказах и их последствиях.
Методология RCM используется по организованному специальным образом порядку. RCM планируется при всесторонней поддержке высшего руководства предприятия. Благодаря этому определяются область проведения RCM-анализа, сроки и организация работ.
Работы по техническому обслуживанию отбираются на основе оценки предпочтительности работ в отношении конкретного вида отказа. Кроме того, методология RCM предлагает критерии для определения применимости и целесообразности работ.
Отказы технических объектов в целом анализируются в соответствии с методологией FMEA (т.е. анализом видов и последствий отказов). Ход анализа и его результаты требуют документирования посредством использования специальных программ или стандартных электронных таблиц.
Согласно методологии RCM, план (программа) технического обслуживания объекта должен быть оптимизирован в отношении таких параметров, как:
- сроки выполнения работ по техническому обслуживанию;
- доступность ресурсов;
- минимизация сопутствующих затрат;
- выполнение обязательных требований государственных органов.
Выполнение программы технического обслуживания нуждается в мониторинге. Он помогает управляющим субъектам следить за корректностью, сроками и эффективностью выполнения выбранного состава работ по техническому обслуживанию.
С определенной периодичностью программа технического обслуживания должна подвергаться определенным корректировкам. Они, как правило, обуславливаются результатами мониторинга её выполнения, изменениями функций технических объектов, принятием новых требований законодательства, стандартов, технических регламентов.
Результаты применения методологии RCM
Как показывает практика, в результате применения методологии RCM удается достичь лучшего соотношения результативности технического обслуживания и ремонта. Это, в частности, проявляется в поддержании на требуемом уровне надёжности и готовности технических изделий и инженерных систем. Кроме того, оптимизируется сумма затрат, вызванных технической эксплуатацией.
Благодаря методологии RCM у предприятий получается лучше интегрировать между собой службу инжиниринга и службу эксплуатации оборудования. А для управления системой технической эксплуатации оборудования формируется специальная база данных.
В области поддержания надёжности оборудования оптимизируется распределение финансовых и человеческих ресурсов организации. Помимо этого, в организации повышается культура безопасности и технического обслуживания оборудования.