Структурирование функции качества - это метод планирования качества продукции, который заключается в преобразовании требований и ожиданий потребителей в технические характеристики продукции и рабочие инструкции посредством визуализации и документирования.
Сущность структурирования функции качества
Разработано и реализовано несколько подходов к обеспечению высокого качества на предприятии. Так, один из подходов предполагает использование на этапе планирования такого метода, как структурирование функции качества.
Структурирование (развертывание) функции качества (англ. Quality Function Deployment, QFD) представляет собой один из инструментов бережливого производства, с помощью которого руководство предприятие принимает управленческие решения. Целью данного метода является преобразования, так называемого, голоса потребителя в технические характеристики изготовляемой продукции и рабочие инструкции ее производства.
Голосом потребителя принято обобщено называть всю ту информацию, которую предприятие получает от потребителей, например, в виде жалоб, пожеланий, результатов анкетирования. Голос потребителя в основном выражает его требования и ожидания.
Структурирование функции качества осуществляется через использование матричной диаграммы, которая в соответствии со своей формой называется «Дом качества». Эта диаграмма позволяет визуализировать запросы потребителей и технические характеристики продукции во взаимосвязи. Уровень их зависимости (если она имеется) изображается в центральной части дома.
Крыша дома используется для представления информации о корреляции между техническими характеристиками продукции. Левая комната дома выражает важность требований для потребителя. Правая комната, в свою очередь, позволяет оценить выполнение этих требований той продукцией, которая сейчас представлена на рынке предприятиями-конкурентами.
В подвале дома указывают следующие сведения:
- результаты анализа технических характеристик конкурирующей продукции;
- целевые значения технических характеристик продукции;
- оценки абсолютной и относительной важности характеристик.
Использование инструмента «Дом качества» позволяет руководству предприятия получить ответы на такие вопросы, как «Кто является потребителем?», «Что из себя представляют требования потребителя?», «Как будут удовлетворены требования потребителя?», «Почему потребитель имеет к данной продукции именно такое отношение?».
Фазы структурирования функции качества
Структурирование функции качества предполагает развертывание потребительских требований не только в инженерные характеристики, но и в показатели процесса и всего производства. Эта деятельность осуществляется путем последовательной реализации четырех фаз:
- Фаза «Планирование продукции» - заключается в определении и уточнении производителем потребительских требований, а также в получении производителем своих целей в виде точных значений инженерных характеристик.
- Фаза «Планирование компонентов продукции» - заключается в определении наиболее важных компонентов проектируемой продукции, с помощью которых будут реализованы инженерные характеристики.
- Фаза «Проектирование процесса» - заключается в трансформации свойств и параметров качества проектируемой продукции в конкретные технологические операции.
- Фаза «Проектирование производства» - заключается в составлении производственных инструкций и в определении инструментов контроля качества производства продукции.
Взаимосвязь перечисленных фаз структурирования функции качества появляется в том, что «выходы» (результаты) одной фазы являются «входами» (исходными положениями) для следующей фазы.
История структурирования функции качества
Структурирование функции качества как метод организации производственной деятельности впервые был предложен в 1966 году Ёдзи Акао, который в то время был инженером японской автомобилестроительной компании «Mitsubishi» и был членом японской ассоциации инженеров.
Широкое применение данного метода началось в 1970-х гг. среди японских компаний автомобильной промышленности (прежде всего, «Mitsubishi» и «Toyota». Общеизвестным структурирование функции качества стало в 1978 году после опубликования одноименной книги. Это заставило обратить на данный метод внимание американских ученых и компании.
Так, в 1982 году Американский Институт поставщиков ввел структурирование функции качества в США, который уже в 1985 году активно пользовалась компания «Ford». В Западной Европе этот метод стал широко распространяться начиная с 1987 года.
Значение структурирования функции качества
В целом в результате структурирования функции качества происходит не только формальное представление получает процедура определения основных характеристик разрабатываемой продукции с учетом пожеланий потребителя, но и создание предпосылок для принятия обоснованных решений по управлению качеством процессов изготовления этой продукции.
Следовательно, если на начальных этапах жизненного цикла продукции «развернуть» качество согласно нуждам и пожеланиям потребителя, то предприятие может избежать необходимости внесения изменений в ее параметры после ее появления на рынке (или хотя бы минимизировать эту необходимость). Таким образом, одновременно будут обеспечены и высокая ценность, и относительно низкая стоимость продукции, поскольку непроизводственные издержки будут сведены к минимуму.
Структурирование функции качества является методом управления качеством, который создан и применяется в рамках модели всеобщего управления качеством (TQM). А так как данная концепция нацеливает предприятия на непрерывное совершенствование, то применение рассматриваемого нами метода уже учитывает последующую разработку мер по совершенствованию процессов.