МС ИСО серии 9000:2000 - это серия международных стандартов, которые призваны упорядочить деятельность организаций в сфере менеджмента качества.
Главные изменения стандарта ISO 9000 в 2000 году
В 2000 году была разработана третья версия серии международных стандартов ISO 9000. Версия МС ИСО серии 9000 2000 года характеризовалась стремлением к радикальному изменению мышления. Это, в частности, проявлялось в культивировании концепции управления процессами, в соответствии с которой простая проверка конечной продукции заменялась мониторингом и оптимизацией задач и деятельности предприятия.
В 2000 году разработчики ИСО потребовали от руководителей высшего звена на предприятии большего участия в его функционировании. Тем самым, предлагалось интегрировать качество в бизнес-систему и избежать делегирования функций в области управления качеством младшим администраторам.
В то время еще преследовали и ряд других целей. В частности, предлагалось повысить эффективность через использование показателей производительности процессов: количественного измерения эффективности задач и мероприятий. Были четко сформулированы ожидания постоянного совершенствования процессов и отслеживания удовлетворенности клиентов.
Был отменен обязательный характер процедур проектирования и разработки. Они теперь требовались только в том случае, если предприятие действительно занималась созданием новой продукции.
В МС ИСО серии 9000:2000 были сформулированы следующие основные требования:
- утверждение документов перед распространением;
- предоставление правильной версии документов в местах использования;
- формирование и использование собственных записи, с помощью которых впоследствии можно доказать выполнение требований;
- разработка процедур контроля записей.
Описание структуры и содержания МС ИСО 9000:2000
Структура МС ИСО 9000:2000 выглядит следующим образом:
- Введение.
- Раздел первый «Область применения».
- Раздел второй «Основные положения систем менеджмента качества».
- Раздел третий «Термины и определения».
- Приложения.
Введение стандарта ИСО 9000:2000 начинается с общих положений. В соответствии с ними семейство стандартов ИСО 9000 включает в себя четыре стандарта (ИСО 9000, ИСО 9001, ИСО 9004, ИСО 19011) на системы менеджмента качества, которые согласовано и комплексно содействуют взаимопониманию в торговле.
Указанные стандарты базируются на восьми принципах менеджмента качества, которые приведены в ведении МС ИСО 9000:2000. Речь идет про ориентацию на потребителя, лидерство руководителя, вовлечение работников, процессный подход, системный подход к менеджменту, постоянное улучшение, принятие решений на основе фактов, взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Первый раздел МС ИСО 9000:2000 называется «Область применения». В нем рассказывается, что стандартом установлены основные положения систем менеджмента качества и определены соответствующие термины. Кроме того, приводится перечень потенциальных пользователей МС ИСО 9000:2000 (например, пользователи продукции, разработчики стандартов, целеустремленные организации и др.).
Второй раздел МС ИСО 9000:2000 называется «Основные положения систем менеджмента качества». Он начинается с обоснования необходимости систем менеджмента качества. Далее указываются места установления требований к системам менеджмента продукции и (или) к продукции.
Перечисляются ступени, из которых состоит подход к разработке и внедрению системы менеджмента качества. Раскрывается суть процессного подхода, на котором основывается система менеджмента качества.
МС ИСО 9000:2000 приводит описание политики и целей в области качества. Вместе с ними тесно связана роль высшего руководства в системе менеджмента качества.
Аргументируется значение документации, которая в системах менеджмента качества может применяться в различных видах. Причем работа организации с документацией обуславливается индивидуальными факторами.
В соответствии с МС ИСО 9000:2000 системы менеджмента качества подлежат оценке. Она находит отражение в оценивании процессов системы, в ее аудите (проверке), анализе, самооценке.
Сформулирована цель постоянного улучшения системы менеджмента качества и перечислены соответствующие действия. Кроме того, раскрытыми оказались роль статистических методов, направленность систем менеджмента качества, а также взаимосвязь между ними и моделями совершенства.
Третий раздел МС ИСО 9000:2000 называется «Термины и определения». Он предназначен для исключения двусмысленности и путаницы: положения стандартов данного семейства должны быть сформулированы кратко, ёмко, доступно. С этой целью в этом разделе были определены термины, которые относились к качеству, к менеджменту, к организации, к процессам и продукции, к характеристикам, к соответствию, к документации, к оценке, к аудиту (проверке), к обеспечению качества процессов измерения.
МС ИСО 9000:2000 завершался тем, что в его конце справочным были приведены три приложения:
- Приложение А содержит методологию, которая была использована при разработке словаря (представлена в виде 13 схематичных рисунков).
- Приложение Б содержит алфавитный указатель терминов с соответствующим кодовым обозначением.
- Приложение В представляет собой библиографию (ссылки на использованные источники информации).
Таким образом, международный стандарт ИСО 9000 в 2000 году был издан в третьей (переработанной) версии. Он включил несколько существенных новых идей и концепций с точки зрения развития менеджмента качества. Для того чтобы было легко воспринять содержание МС ИСО 9000:2000, он был составлен в строго структурированном виде, который не позволит растеряться пользователям даже при первом ознакомлении с ним.