Качество - это обобщенный показатель, который характеризует комплекс свойств продукции или процесса с точки зрения их способности выполнять установленные требования согласно предписанному предназначению.
Социальный аспект качества
Социальный аспект качества находит отражение в субъективных отношениях потребителей к данному объекту, которые формируются под действием большого числа различных факторов, в их числе:
- физиологические особенности субъекта;
- уровень доходов;
- положение в обществе;
- уровень культуры и др.
Социальный аспект больше других аспектов качества объясняет наличие большого числа сегментов рынка продукции. Это связано с тем, что социально обусловленные требования потребителей к продукции вынуждают производителей предусматривать множество разнообразных дополнительных услуг, которые, в свою очередь, обеспечивают повышение ценности продукции. Например, дополнительными услугами к автомобилю являются расположенная поблизости станция технического обслуживания, марка компании-производителя, ее имидж, салон продаж, реклама автомобиля и др.
Для социального аспекта качества характерным является изменение потребительских требований к качеству в соответствии с требованиями рынка. В данном случае речь идет про моду, которая формирует запросы большей части общества в конкретный момент к данному товару.
Технический аспект качества
Для характеристики технического аспекта качества, в первую очередь, оперируют количественными значениями показателей, которые отражают качественное состояние объекта и его качественные изменения. В связи с этим технические показатели дают возможность для объективного сравнения разных объектов, на основе результатов которого можно выбрать более качественный объект.
Объекты технического аспекта качества (иными словами, техника) в основном предназначены для полной или частичной замены производства, а также замены функций человека, что выполняется ради облегчения человеческого труда (как физического, так и умственного) и повышения производительности. Кроме того, технический аспект качества зачастую используется в стандартизации.
В зависимости от функционального назначения различают производственную и бытовую технику. При этом производственная техника (аппараты, инструменты, машины, механизмы управления технологическими процессами) составляет самую активную часть технических средств.
Техника в основном характеризуются такими показателями как производительность, надежность, экономичность. Их значения могут быть повышены в результате модернизации или усовершенствования технических средств.
Технический аспект качества еще находит отражение в следующих процессах и категориях:
- степень оснащенности отраслей экономики средствами механизации и автоматизации производства;
- техническое перевооружение отраслей промышленности;
- содержание технической документации на промышленную продукцию и др.
Экономический аспект качества
Экономический аспект качества характеризует стоимость объекта. Считается, что экономическая сторона качества находится в неразрывном единстве с технической стороной. Это связано с тем, что они находятся друг с другом в конструктивном противоборстве, в котором решается потребительская оценка качества.
Качество продукции в настоящее время является важнейшим фактором, который определяет ее конкурентоспособность на рынке - потребители желают приобретать более качественную продукцию, но в то же время она, как правило, стоит дороже, что отталкивает часть клиентов. А конкурентоспособность, в свою очередь, предопределяет долю предприятия на рынке и его прибыльность.
Кроме того, обеспечение требуемого качества требует от предприятия определенных затрат. Следовательно, именно от уровня качества продукции во многом зависит сумма доходов и расходов предприятия, размеры дивидендов, выплачиваемых его акционерам, и заработной платы управленческого, производственного и обслуживающего персонала.
Правовой аспект качества
Правовой аспект качества заключается в нормативном отражении качества в официальных документах - законах, нормативах, стандартах и др. В этих документах указываются показатели качества, ниже которых производителям (пользователям) нельзя опуститься при изготовлении (эксплуатации) объекта.
Новая нормативная документация по поводу вопросов, связанных с качеством, обычно разрабатывается в случае необходимости удовлетворения требований рынка по расширению объемов продаж и требований потребителя по обеспечению (повышению) качества продукции.
Основным нормативным правовым актом, который регламентируют качество объекта, является стандарт. Он устанавливает общие для всех правила изготовления объекта, требуемые характеристики. В настоящее время стандарты принимаются на нескольких уровнях:
- Международные стандарты - разрабатываются и принимаются Международной организацией по стандартизации или другими уполномоченными международными организациями, действуют на территории присоединившихся стран.
- Региональные стандарты - разрабатываются и действуют на территории стран-членов регионального объединения (например, Европейского союза, Евразийского экономического союза и др.).
- Национальные стандарты - разрабатываются и принимаются уполномоченными государственными органами на территории одной страны (как правило, аналогичные по содержанию международным и региональным стандартам).
- Отраслевые стандарты - разрабатываются и принимаются объединением предприятий одной отрасли с целью принятия единых правил ее развития.
- Внутренние стандарты - разрабатываются и принимаются на отдельно взятом предприятии с целью решения вопросов организации внутренней работы.