Социальная квалиметрия - это научная дисциплина, в рамках которой изучаются вопросы, связанные с измерением и количественной оценкой качества различных социальных объектов и субъектов, процессов и состояний.
Основные сведения о социальной квалиметрии
Развитие практической социальной работы (т. е. увеличение числа и разнообразия ее форм и методов), усложнение современной общественной жизни, ускорение темпов социально-гуманитарного развития мира, с одной стороны, и совершенствование методов измерения и количественной оценки качества, повсеместное внедрение новых технологий, с другой стороны, привели к становлению социальной квалиметрии как самостоятельной, значимой области теории и практики.
Социальная квалиметрия представляет собой научную дисциплину и направление практической деятельности, которые ориентированы на измерение и количественную оценку качества различных социальных объектов и субъектов, процессов и состояний. Прежде всего, оцениваются социальная политика, социальная защита, социальное обслуживание населения.
Можно сказать, что социальная квалиметрия возникла на стыке положений (понятий, аксиом, принципов) общей квалиметрии, теории сравнения, общей логики оценки качества социальных объектов. Предмет социальной квалиметрии отражает качество работы специалистов социальной сферы, социальных учреждений и органов управления в различных секторах социальной сферы.
Проблема разработки методологии социальной квалиметрии по состоянию на сегодняшний день обладает чрезвычайной актуальностью с точки зрения практической социальной работы. Ее решение позволит с большей точностью оценить качество услуги следующих систем, являющихся составными частями механизма социальной политики государства:
- социальное обслуживание;
- пенсионное обеспечение;
- социальное страхование;
- социальное образование;
- социальная защита.
Методы социальной квалиметрии подразделяются на три группы: экспертные, не экспертные и смешанные. Экспертные методы предполагают использование знаний экспертов. Не экспертные (аналитические) методы заключаются в расчете числовых характеристик. Комбинация методов из первых двух групп привела к созданию смешанных методов.
Оценка качества жизни людей
Самым сложным видом социальной квалиметрии считается количественная оценка качества жизни людей. Основы измерения и оценки качества жизни формируются, прежде всего, исходя из тех научных представлений, которые в настоящее время существуют относительно качества жизни в рамках подходов философии, социологии, психологии.
Стоит отметить, что у указанных подходов выделяют ряд недостатков, связанных, в первую очередь, с односторонним пониманием интегративного показателя качества жизни. В связи с этим необходимо пользоваться целостной концепцией качества жизни, которая сможет отразить характер взаимодействия личности и общества.
Оценка качества жизни людей на основе подобной концепции учитывает следующие аспекты:
- материальные показатели (например, реальные денежные доходы, материальное благосостояние и т. п.);
- социальные условия жизнедеятельности человека (например, здоровье, условия труда, специальность и т. п.);
- психологические характеристики (например, степень субъективной удовлетворенности и т. п.);
- показатели, которые отражают уровень знаний и информированности личности.
Главными источниками информации, необходимой для оценки качества жизни населения, в настоящее время являются данные официальной статистики, социологических опросов, экспертные оценки.
Обычно выделяют два основных критерия оценки качества жизни конкретного человека: объективный критерий (он представлен показателями физического здоровья и результатами клинических, лабораторных, инструментальных обследований) и субъективный критерий (он представлен самооценкой человека своего благополучия).
Оценка качества социальных услуг
В настоящее время большое развитие получила система социального обслуживания населения, т. е. система оказания гражданам социальных услуг. Социальные услуги представляют собой результаты социальной работы, направленной на улучшение условий жизнедеятельности человека или расширение его возможностей самостоятельно удовлетворять свои жизненно важные потребности и нужды.
Оценка качества социальных услуг является еще одним важным направлением социальной квалиметрии. В данном случае посредством ее инструментария необходимо охарактеризовать состояние следующих значимых признаков социальной услуги:
- выбор и применение социальных технологий;
- предотвращение ухудшения жизненной ситуации;
- оптимальность использования ресурсов;
- впечатление потребителей о предоставленных социальных услугах;
- выполнение требований национальных стандартов качества социальных услуг;
- удовлетворение запросов потребителей социальных услуг;
- характер исполнения (должный или недолжный).
В социальной квалиметрии есть определенный алгоритм оценки качества социальных услуг. Сначала проводят мониторинг номенклатуры социальных услуг, которые потом ранжируют по степени ресурсной значимости или степени распространения на население. Выбирают социальную услугу, которая соответствует указанным условиям. Определяют заинтересованные стороны и их требования к характеристикам социальной услуги.
Далее определяют зависимость между этими требованиями и показателями качества социальной услуги, на основе чего формируют репрезентативную выборку показателей. Фактические значения репрезентативных показателей качества социальной услуги сравнивают с их эталонными значениями. В результате делают выводы о качестве социальной услуги.