Системный подход - это принцип менеджмента качества, в соответствии с которым результативность и эффективность организации могут быть повышены за счет выявления, понимания и менеджмента взаимосвязанных процессов как системы.
Основы системного подхода к системе менеджмента качества
Реализация системного подхода является одним из самых значимых требований, предъявляемых к менеджменту качества. Он предполагает разработку и построение в организации системы менеджмента качества, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных структур, а также социально-экономических и других мероприятий, связанных с управлением качеством.
Применение системного подхода к системам менеджмента качества позволяет организациям решить следующие задачи:
- четко сформулировать цели;
- идентифицировать иерархию целей с учетом всей совокупности условий;
- конкретизировать для каждого уровня управления задачи;
- согласовать необходимые и имеющиеся ресурсы на единой концептуальной информационной, методологической и процедурной основе;
- дать оценку управленческому потенциалу системы менеджмента качества;
- определить возможности делегирования полномочий по уровням иерархии управления.
Действующие в настоящее время стандарты в области менеджмента качества гласят, что системный подход подталкивает организации к анализу потребительских требований. Более того, определяются и поддерживаются в управляемом состоянии процессы, которые способствуют получению приемлемой для потребителей продукции.
На основе системы менеджмента качества, которая даст самой организации и ее потребителям уверенность в ее способности поставлять соответствующую продукцию, может быть организован процесс постоянного улучшения. Тем самым, это приведет к увеличению вероятности повышения удовлетворенности всех заинтересованных сторон (прежде всего, потребителей).
Описание системы менеджмента качества
Система менеджмента качества представляет собой составную часть системы менеджмента организации. Она включает в себя совокупность элементов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют ради разработки политики и целей применительно к качеству, а также для достижения этих целей.
Система менеджмента качества объединяет усилия участников процессов управления и производства. Таким образом, она образует своеобразное поле формирования качества во всех его аспектах (речь идет про качество системы, качество управления, качество процессов, качество продукции).
Цели в области качества дополняют цели организации в других областях, которые касаются развития, финансирования, рентабельности организации, охраны труда и безопасности сотрудников, защиты окружающей средой и др. В то же время общие с системой менеджмента качества элементы могут использовать различные части системы менеджмента организации, что позволяет в более легкой форме осуществлять планирование, ресурсное обеспечение, целеполагание и оценку общей эффективности организации.
Практика говорит о том, что в разных организациях возможно сильное различие набора основных компонентов и общих акцентов системы менеджмента качества. Это все зависит от особенностей конкретной организации. Однако при создании системы менеджмента качества в любом случае нужно учитывать такие факторы, как:
- уровень качества, имеющийся в организации;
- организационная культура;
- позиция субъектов управления;
- психологические аспекты и т. п.
Нельзя узко воспринимать систему менеджмента качества, видя в ней только инструмент управления качеством. Как правило, функции управления качеством отличаются сквозным характером, а непосредственно в системе управления образуются интегральные организационные построения, рабочие процедуры, управленческие подходы.
Содержание системы менеджмента качества
Международные стандарты ИСО серии 9000 в последней редакции гласят, что в любой системе менеджмента качестве имеют место 4 обобщенных элемента: организационные структуры, ресурсы, процессы, процедуры (методики). Они взаимосвязаны между собой на основе следующих видов деятельности, которые присущи любой системе:
- определение концепции, стратегии, политики, целей и задач организации в области качества и информирование об этом всех заинтересованных сторон (работников, поставщиков, клиентов и др.);
- формирование и развитие организационной структуры, которая еще включает распределение властных полномочий и ответственности сотрудников;
- административная деятельность, которая осуществляется через выполнение функций планирования, организации, руководства, координации, контроля и анализа основных процессов и состояния организации в целом.
В процессе разработки системы менеджмента качества не стоит использовать жесткие схемы управления и строгую регламентацию основной и контрольной деятельности как отправные начала. Лучше выбрать и реализовать компромиссные варианты в виде разных технологий.
В рамках каждой отдельной системы менеджмента качества можно выделить организационные единицы, которые выполняют конкретные функции по управлению качеством и в связи с этим обладают определенным накопленным управленческим опытом. Чаще всего роль подобных организационных единиц исполняют инспекции, органы сертификации, анализа, статистики, информации, центры тестирования и экспертизы, научно-методические центры и советы.
Таким образом, организации, которые примут решение об осуществлении у себя менеджмента качества, должны будут следовать принципам системного подхода. В соответствии с ним требуется создание и внедрение системы менеджмента качества, которая позволит организации наиболее эффективно достичь цели, намеченные в области качества.