Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Системный подход к системе менеджмента качества

Определение 1

Системный подход - это принцип менеджмента качества, в соответствии с которым результативность и эффективность организации могут быть повышены за счет выявления, понимания и менеджмента взаимосвязанных процессов как системы.

Основы системного подхода к системе менеджмента качества

Реализация системного подхода является одним из самых значимых требований, предъявляемых к менеджменту качества. Он предполагает разработку и построение в организации системы менеджмента качества, которая представляет собой совокупность взаимосвязанных организационных структур, а также социально-экономических и других мероприятий, связанных с управлением качеством.

Применение системного подхода к системам менеджмента качества позволяет организациям решить следующие задачи:

  • четко сформулировать цели;
  • идентифицировать иерархию целей с учетом всей совокупности условий;
  • конкретизировать для каждого уровня управления задачи;
  • согласовать необходимые и имеющиеся ресурсы на единой концептуальной информационной, методологической и процедурной основе;
  • дать оценку управленческому потенциалу системы менеджмента качества;
  • определить возможности делегирования полномочий по уровням иерархии управления.

Действующие в настоящее время стандарты в области менеджмента качества гласят, что системный подход подталкивает организации к анализу потребительских требований. Более того, определяются и поддерживаются в управляемом состоянии процессы, которые способствуют получению приемлемой для потребителей продукции.

На основе системы менеджмента качества, которая даст самой организации и ее потребителям уверенность в ее способности поставлять соответствующую продукцию, может быть организован процесс постоянного улучшения. Тем самым, это приведет к увеличению вероятности повышения удовлетворенности всех заинтересованных сторон (прежде всего, потребителей).

«Системный подход к системе менеджмента качества» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Описание системы менеджмента качества

Система менеджмента качества представляет собой составную часть системы менеджмента организации. Она включает в себя совокупность элементов, которые взаимосвязаны и взаимодействуют ради разработки политики и целей применительно к качеству, а также для достижения этих целей.

Система менеджмента качества объединяет усилия участников процессов управления и производства. Таким образом, она образует своеобразное поле формирования качества во всех его аспектах (речь идет про качество системы, качество управления, качество процессов, качество продукции).

Цели в области качества дополняют цели организации в других областях, которые касаются развития, финансирования, рентабельности организации, охраны труда и безопасности сотрудников, защиты окружающей средой и др. В то же время общие с системой менеджмента качества элементы могут использовать различные части системы менеджмента организации, что позволяет в более легкой форме осуществлять планирование, ресурсное обеспечение, целеполагание и оценку общей эффективности организации.

Практика говорит о том, что в разных организациях возможно сильное различие набора основных компонентов и общих акцентов системы менеджмента качества. Это все зависит от особенностей конкретной организации. Однако при создании системы менеджмента качества в любом случае нужно учитывать такие факторы, как:

  • уровень качества, имеющийся в организации;
  • организационная культура;
  • позиция субъектов управления;
  • психологические аспекты и т. п.

Нельзя узко воспринимать систему менеджмента качества, видя в ней только инструмент управления качеством. Как правило, функции управления качеством отличаются сквозным характером, а непосредственно в системе управления образуются интегральные организационные построения, рабочие процедуры, управленческие подходы.

Содержание системы менеджмента качества

Международные стандарты ИСО серии 9000 в последней редакции гласят, что в любой системе менеджмента качестве имеют место 4 обобщенных элемента: организационные структуры, ресурсы, процессы, процедуры (методики). Они взаимосвязаны между собой на основе следующих видов деятельности, которые присущи любой системе:

  • определение концепции, стратегии, политики, целей и задач организации в области качества и информирование об этом всех заинтересованных сторон (работников, поставщиков, клиентов и др.);
  • формирование и развитие организационной структуры, которая еще включает распределение властных полномочий и ответственности сотрудников;
  • административная деятельность, которая осуществляется через выполнение функций планирования, организации, руководства, координации, контроля и анализа основных процессов и состояния организации в целом.

В процессе разработки системы менеджмента качества не стоит использовать жесткие схемы управления и строгую регламентацию основной и контрольной деятельности как отправные начала. Лучше выбрать и реализовать компромиссные варианты в виде разных технологий.

В рамках каждой отдельной системы менеджмента качества можно выделить организационные единицы, которые выполняют конкретные функции по управлению качеством и в связи с этим обладают определенным накопленным управленческим опытом. Чаще всего роль подобных организационных единиц исполняют инспекции, органы сертификации, анализа, статистики, информации, центры тестирования и экспертизы, научно-методические центры и советы.

Таким образом, организации, которые примут решение об осуществлении у себя менеджмента качества, должны будут следовать принципам системного подхода. В соответствии с ним требуется создание и внедрение системы менеджмента качества, которая позволит организации наиболее эффективно достичь цели, намеченные в области качества.

Дата написания статьи: 31.01.2023
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot