Система управления качеством - это совокупность взаимосвязанных элементов, которые ориентированы на достижение целей предприятия, установленных в области качества.
Создание системы управления качеством в промышленных корпорациях США
Промышленные корпорации США в настоящее время отличаются выпуском высококачественной продукции. Это является результатом изменений, которые произошли в американской экономике (промышленности) в 1970-80-х гг. Речь идет про распространение и внедрений принципов и методов менеджмента качества, который в свое время позволил японским компаниям значительно подвинуть американские корпорации на мировом рынке.
Систему управления качеством, которую разработали и внедрили у себя крупные промышленные корпорации США, описал в своей книге «Управление качеством в американских корпорациях» специалист в области качества Джеймс Харрингтон. Он изучил успешный опыт улучшения деятельности у таких промышленных корпорациях США, как «Дженерал моторс», ИБМ, «Эйвон», АТТ, «Полароид», «Хьюлетт-Паккард» и др.
В результате Дж. Харрингтон представил систему управления качеством в промышленных корпорациях США как совокупность следующих десяти взаимосвязанных основных направлений деятельности:
- достижение заинтересованности высшего руководства корпорации;
- создание руководящего совета по улучшению работы корпорации;
- вовлечение всего руководящего состава корпорации;
- обеспечение коллективного участия;
- обеспечение индивидуального участия;
- создание групп по регулированию процессов и совершенствованию систем;
- повышение степени вовлечения поставщиков;
- обеспечение качества функционирования системы управления;
- составление краткосрочных планов и долгосрочной стратегии улучшения работы корпорации;
- создание в корпорации системы признания заслуг.
Система управления качеством в промышленных корпорациях США функционирует для того, чтобы изменилась их индивидуальность и «лицо». Условием этого является восприимчивость руководителей корпорации к изменениям, а зачастую они, к сожалению, могут быть обеспокоены только получением кратковременных прибылей, из-за чего, в частности, может ухудшиться положение дел в компании.
Характеристика основных направлений улучшения работы промышленных корпораций США
Процесс повышение качества в передовых промышленных корпорациях США начинался с их высшего руководства. Заинтересованность высшего руководства была значимым фактором темпов и масштаба повышения качества. Следовательно, процессы улучшения деятельности инициировались только при наличии у руководителей уверенности в способностях своей корпорации.
Важным элементом системы управления качеством в промышленных корпорациях США был руководящий совет по улучшению работы. Он представлял собой группу, состоящую из руководителей высшего звена и представителей рабочих. Руководящий совет занимался анализом процессов повышения качества и их адаптации к условиям функционирования данной корпорации. Таким образом, руководящий совет по улучшению работы разрабатывал соответствующие процессы, подготавливал корпорацию к внедрению этих процессов и направлял реализацию этих процессов в нужную сторону.
Управление качеством в промышленных корпорациях США осуществлялось при активном практическом участии каждого управляющего и руководителя среднего звена, т. е. весь руководящий состав промышленных корпораций в США вовлекался в процессы улучшения работы, поскольку он нес ответственность за их реализацию.
После того, как в деятельность по управлению качеством был вовлечен весь руководящий состав американской промышленной корпорации, наступила очередь привлечения рабочих и служащих. Этим занимались руководители среднего звена (т.е. начальники подразделений), которые формировали из подчиненных группы улучшения работы и обучали их методам управления качеством. В дальнейшем перед этими группами ставилась задача по внедрению в своем подразделении системы непрерывного совершенствования результатов их деятельности.
Промышленные корпорации США уделяли особое внимание обеспечению индивидуального участия каждого сотрудника. Для этого разрабатывалась и внедрялась система, которая способствовала личному участию сотрудников и повышению эффективности вносимого ими вклада.
Распространение получила практика создания групп по совершенствованию систем. Они состояли из отдельных представителей каждого подразделения, участвующего в регулируемом процессе. Работа этих групп основывалась на межфункциональном принципе, что обеспечивало эффективное взаимодействие подразделений.
Американские промышленные корпорации осознали наличие их зависимости от поставщиков. В связи с этим они начали принимать активные меры по их вовлечению в деятельность по управлению качеством.
Эффективное функционирование системы управления качеством обеспечивалось промышленными корпорациями США за счет ориентации их ресурсов, в первую очередь, на проведение профилактических мероприятий. Следовательно, система управления качеством должна была, прежде всего, не допустить возникновения проблем.
Американские промышленные корпорации разрабатывали долгосрочные стратегии повышения качества. Затем на их основе разрабатывали поэтапные краткосрочные планы. Благодаря этим документам проверялось соблюдение сроков выполнения работ, контролировались объемы производственных издержек и текущих расходов.
А для улучшения работы (т. е. предотвращения совершения ошибок) создавались системы признания заслуг сотрудников корпорации (вместо более распространенного подхода наказаний за допущенные ошибки). Тем самым, их стимулировали на достижение еще более высоких результатов.