Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Японская модель корпоративного управления

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Японская модель корпоративного управления

Особенности японской модели корпоративного управления

Одной из базовых (эталонных) моделей корпоративного управления выступает японская модель. Свое распространение она получила в стране восходящего солнца.

В рамках данной модели особое внимание уделяется интересам и правам как собственникам акционерного капитала, так и прочим стейкхолдерам. Рассмотрим ее черты более подробно.

Основными преимуществами, выделяющими японскую модель корпоративного управления среди прочих, являются:

  • концентрация владения акциями среди крупных и средник инвесторов;
  • перекрестное владение акциями, распространенными среди компаний, входящих в одну финансово-промышленную группу (кейрецу);
  • отведение важной роли банковским структурам;
  • ориентация собственников акционерного капитала на долгосрочные цели развития компании;
  • слабая практика развития враждебных поглощений на систему корпоративного управления.

Характерной особенностью японской модели корпоративного управления выступает перекрестное владение акциями и контроля с одной стороны, и формирование сверхкрупных кейрецу и сюданов.

Определение 1

Кейрецу – финансово-промышленные корпорации.

Сюданы – объединения кейрецу по типу финансово-промышленных групп.

В результате высокой степени концентрации акционерного капитала и низкой степени ликвидности рынка, враждебные поглощения не оказывают существенной роли на построение и функционирование систем корпоративного управления. НА практике кейрецу и сюданы группируются вокруг крупного банка, обеспечивающего финансирования всех компаний, входящих в группу. Все это практически исключает возможность рейдерства со стороны других участников рынка.

Замечание 1

Для японской модели корпоративного управления характерно наличие сложной системы внутреннего согласования интересов участников корпоративных отношений.

Мелкие частные и институциональные инвесторы, в отличие от американской модели корпоративного управления, практически не представлены. До последнего времени им отводились крайне небольшие пакеты акций, а сами они вели себя пассивно.

Необходимо отметить ту роль, которую играют банковские структуры в системе корпоративного управления. Практически у каждой промышленной группы имеется свой банк, формирующий ее ядро. Как правило, он является не только важным акционером корпорации, но и выступает в качестве основного регулятора ее финансовых потоков.

Ориентация собственников на долгосрочную перспективу приводит к тому, что основной формой доходов на акционерный капитал выступают дивиденды. Речи о получении дохода за счет курсовой разницы практически не идет.

Помимо этого, фондовый рынок Японии долгое время обладал гораздо более низкой ликвидностью в сравнении с фондовыми рынками тех же США и Великобритании. Основным источником привлечения капитала выступают банки.

Наконец, в японской модели слабо развит институт независимых директоров, которые в структуре совета директоров практически не представлены. Практически все его члены представлены бывшими управляющими либо представителями высшего руководства.

Таковы основные особенности японской модели корпоративного управления. Рассмотрим ее ключевых участников более подробно.

Ключевые участники корпоративных отношений в японской модели корпоративного управления

Замечание 2

Итак, основой японской модели корпоративного управления выступает наличие и концентрация корпоративных образований вокруг финансово-промышленных групп, ключевых банков и кейрецу. Именно они формируют состав ключевых участников корпоративных отношений.

Перечень основных участников корпоративных отношений в рамках рассматриваемой модели представлен на рисунке 1.

Основные участники корпоративных отношений в рамках японской модели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 1. Основные участники корпоративных отношений в рамках японской модели. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

В роли основных акционеров выступают банки и аффилированные корпорации.

Практически для всех корпораций в Японии характерно наличие тесных отношений и связей со своим основным банком. В рамках японской модели кредитный организации предоставляют своим корпоративным клиентам следующие виды услуг:

  • ведение и обслуживание расчетных счетов;
  • выдача ссуд и кредитов;
  • выпуск акций и облигаций;
  • прочие консалтинговые услуги.

На практике основной банк зачастую связан с корпорацией отношениями собственности – именно он выступает основным держателем ее акций.

Для многих корпораций в Японии характерно наличие крепких финансовых связей с сетью связанных с ними корпораций. В основе таких «сетей» лежит общность заемного и акционерного капитала, неформальных деловых контактов, а также торговли товарами и услугами. Их принято называть «кейрецу».

Ключевая роль в управлении японскими корпоративными структурами отводится государству и экономической политики, им проводимой. Как правило, она направлена на помощь и поддержку корпоративного бизнеса.

Преимущества и недостатки японской модели корпоративного управления

В основе японской модели корпоративного управления лежат определенные преимущества и недостатки рассмотрим их более подробно.

Преимущества рассматриваемой модели в общем виде представлены на рисунке 2. Основным из них считается легкость и дешевизна привлечения внешнего финансирования, основным источником которого выступает главный банк, входящий в состав корпоративной группы.

Преимущества японской модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Рисунок 2. Преимущества японской модели корпоративного управления. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Помимо прочего существенную роль играет долгосрочная ориентация инвесторов и высокая степень устойчивости, которую корпорациям удается достичь в процессе своего развития.

В то же время, данная модель имеет и свои слабые стороны, так называемые недостатки. В первую очередь к ним относится низкая степень транспарентности и информационной прозрачности бизнеса, а также недостаточное внимание к правам миноритарных (мелких) акционеров и их слабую защищенность.

Кроме того, для японской модели характерно преобладающее доминирования банковской формы финансирования. Сами еж вложения инвесторов характеризуются сложностью «входа» и «выхода». Недостаточно внимания уделяется доходности инвестиций. Все это ограничивает возможности ее использования.