«KAIZEN» - это японская система непрерывного улучшения качества продукции, процессов и системы управления.
Общее представление о системе «KAIZEN»
Работа организации может быть улучшена различными способами. Так, одним из распространенных в настоящее время подходов, который в середине ХХ века возник в Японии, является философия / практика «KAIZEN».
В японском языке слово «KAIZEN» означает «улучшение». Отсюда следует, что основная суть философии «KAIZEN» сводится к непрерывному совершенствованию различных аспектов организации: качество, технологии, процессы, корпоративная культура, производительность труда, надежность, лидерство и др.
В настоящее время «KAIZEN» воспринимается как система взаимосвязанных действий, которые приводят к повышению качества продукции, процессов и системы управления в организации. «KAIZEN» предполагает постоянное улучшение на всех уровнях организации (высшее руководство, производственный и вспомогательный персонал), на всех стадиях жизненного цикла (проектирование, производство, реализация, эксплуатация, утилизация). Цель системы «KAIZEN» заключается в организации производства без потерь.
Система «KAIZEN» акцентирует внимание на качестве персонала. Это связано с тем, что именно персонал во многом предопределяет качество выпускаемой продукции. Поэтому система «KAIZEN» вовлекает в процесс улучшения каждого работника организации, который на регулярной основе предлагает небольшие улучшения. Таким образом, большое количество малых, незначительных усовершенствований приводит к существенному улучшению качества.
Описание ключевых элементов системы «KAIZEN»
Эффективное функционирование в организации системы «KAIZEN» базируется на пяти ключевых элементах, для реализации которых должны быть созданы благоприятные условия:
- командная работа;
- персональная дисциплина;
- моральное состояние;
- кружки качества;
- предложения по улучшению.
Для достижения желаемого улучшения в работе все сотрудники организации должны работать как одна команда. Это означает необходимость своевременного выполнения ими своих обязанностей, взаимного обучения, осуществления постоянного обмена информацией и совершение прочих действий, которые могут привести к обеспечению блага для своих коллег и компании.
Первостепенное значение для достижения успеха имеет дисциплина. Следовательно, каждый работник организации должен повышать свою самодисциплину во всех аспектах труда: в соблюдении требований, в обеспечении качественного выполнения своей работы, в расходовании ресурсов и пр.
В соответствии с системой «KAIZEN» работникам организации надлежит принимать меры для сохранения у себя высокого морального духа. В этом деле большую роль играет высшее руководство организации, которое способно применить различные мотивационные инструменты, в т. ч. создание справедливой и понятной системы поощрений и вознаграждений, учет заслуг, обеспечение хороших условий труда, предоставление работникам оплачиваемого отпуска, пособий, медицинских услуг, кредитов и пр.
Принципиальным элементом системы «KAIZEN» являются кружки качества. Они представляют собой добровольные объединения работников организации разного уровня и различной специализации, которые на постоянной основе встречаются друг с другом, обмениваются идеями, навыками, технологиями, совместно находят пути решения проблем, что в итоге приводит к небольшим усовершенствованиям.
Высшее руководство организации должно дать своим подчиненным возможность свободно предлагать улучшения. Необходимо учитывать и рассматривать все предложения сотрудников, которые могут быть даже абсурдными.
Основные принципы системы «KAIZEN»
Если руководство предприятия приняло решение о внедрении у себя системы «KAIZEN», то оно должно обеспечивать выполнение мер, направленных на соблюдение основных принципов этой системы:
- Организация рабочего места таким образом, который позволяет оптимизировать деятельность - посредством выделения и устранения ненужных элементов работы, расположения нужных элементов в легко доступных местах, уборки рабочего места и оборудования, стандартизации первых трех операций, наблюдения и мониторинга за выполнением перечисленных операций.
- Устранение неоправданных потерь, т. е. действий, которые не добавляют ценности продукту, а именно - непродуктивные и лишние движения, излишнее время ожидания исполнения операций, неправильно организованная технология, дополнительная транспортировка, исправление дефектов, формирование излишних запасов, перепроизводство продукции.
- Стандартизация - это упорядочение процесса выполнения работ в организации за счет разработки, принятия и постоянного совершенствования стандартов.
Кроме того, система «KAIZEN» характеризуется еще рядом идей, которые располагаются в ее основе. В частности, необходимо открыто признавать проблемы, поскольку совершенствование невозможно в случае отсутствия проблем. Между подразделениями организации и рабочими местами нужно минимизировать обособленность. Анализ текущей ситуации, принятие и исполнение управленческих решений следует осуществлять с опорой на достоверные данные.
Каждый работник организации должен быть своевременно осведомлен о значимых событиях из жизни организации. В то же время личный опыт каждого работника следует распространить по всей организации.
Таким образом, в настоящее время большое распространение среди предприятий из самых разных сфер деятельности получила система непрерывного улучшения качества «KAIZEN». Ее построение и функционирование базируется на японской философии, согласно которой проблемы есть у всех организаций, и их решение достигается за счет развития надлежащей культуры труда и ориентации на повышение удовлетворенности клиента.