Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Управление доходами и расходами организации

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Все предметы / Менеджмент / Управление доходами и расходами организации
Содержание статьи

Управление доходами организации

Определение 1

Управление доходами и расходами организации – это одно из важнейших направлений управления предприятием, обеспечивающее повышение прибыли.

Основные положения, касающиеся подходов к содержанию и классификации доходов коммерческих организаций (кроме кредитных и страховых организаций) в российском бухгалтерском учете, содержатся в ПБУ 9/99 «Доходы организации». Указанное положение (п.2) содержит четкое определение доходов. Аналогичное определение содержит МСФО (IAS) 18 «Выручка».

Определение 2

Доходами организации признается увеличение экономических выгод в результате поступления активов (денежных средств, иного имущества) и (или) погашения обязательств, приводящее к увеличению капитала этой организации, за исключением вкладов участников (собственников имущества).

Не все поступления могут быть признаны доходами организации. Поступления, не признаваемые доходами, могут быть разделены в зависимости от причины непризнания их доходами:

  • первая категория - поступления, не признаваемые доходами организации вследствие наличия допущения имущественной обособленности организации,
  • вторая категория – поступления, не признаваемые доходами организации вследствие наличия допущения временной определенности фактов хозяйственной деятельности,
  • третья категория не признаваемых доходами поступлений - не приводящие к увеличению капитала организации – поступления в погашение кредита или займа, предоставленного заемщику. Речь идет именно о поступлении основной суммы долга, к процентам к получению это положение не относится.

ПБУ 9/99 (п. 4) предусматривает разделение доходов на две категории – доходы от обычных видов деятельности и прочие доходы. Иными словами, к прочим доходам относятся все доходы, кроме доходов от обычных видов деятельности. Организациям оставляется свобода при определении, какие доходы считать доходами от обычных видов деятельности, а какие – прочими (в зависимости от характера и условий получения доходов и направлений деятельности организации).

Готовые работы на аналогичную тему

Для целей управленческого учета могут применяться иные классификации доходов; выбор классификационных оснований в этом случае определяется целями управления. Например, доход может быть классифицирован по отраслям деятельности (от производственной деятельности, торговой деятельности, оказания услуг и т.д.). Такое разделение особенно актуально, когда разные виды деятельности одной компании подлежат налогообложению разными налогами (в частности, когда одни виды деятельности подпадают под действие Единого налога на вмененный доход, а другие нет). По видам деятельности доходы подразделяются на доходы от основной деятельности, от инвестиционной деятельности (деятельности организации по приобретению и созданию, реализации и прочему выбытию долгосрочных материальных и нематериальных активов, а также по реализации (погашению) финансовых вложений) и от финансовой деятельности (деятельности, приводящей к изменениям величины и состава собственного капитала и (или) обязательств).

Управление расходами организации

Стратегическим управлением затратами предполагается реализация стратегии лидерства по издержкам, направленной на достижение наименьшего уровня затрат по отрасли, в которой действует предприятие, при производстве определенного вида продукции или оказания услуги.

В качестве основных методов стратегического управления затратами можно перечислить:

  • Метод SCA (Stratigic Cost Analysis, стратегический анализ затрат) представляет фирму как последовательность операций по созданию полезности. Каждое звено этой цепи подвергается анализу с позиций необходимости в производственном процессе и потребления ресурсов. Задается целевая себестоимость (исходя из розничной цены и объема производства) и конструируется такая цепь, которая позволяет получить себестоимость, не превышающую целевую,
  • VCC-анализ рассматривает цепочку потребительской стоимости, включая, в том числе, анализ затрат, не входящих в сферу прямого воздействия предприятия,
  • LCC (Life Cycle Cost) анализ, в котором расчет расходов на производство и реализацию конкретного продукта производится на протяжении всего его жизненного цикла. В качестве следующего шага производится сопоставление выявленных расходов с доходами соответствующих периодов,
  • метод target-costing (целевые издержки), в котором сначала определяют рыночную цену на данный вид продукции, затем устанавливают желаемый размер прибыли, а потом рассчитывают максимально допустимую себестоимость,
  • метод kaizen-costing, который является развитием метода target-costing. Основа системы Kaizen формируется организационными мероприятиями, вовлекающими менеджеров всех уровней, инженеров, техников и рабочих в процесс непрерывного повышения эффективности и поиска улучшений непосредственно на своих рабочих местах,
  • метод ФСА – это функционально-стоимостный анализ, целью которого является минимизация затрат на производство за счет отказа от совершенствования незначимых характеристик. В данном методе определяются важнейшие полезные свойства продукции и оптимальное соотношение между значимостью для потребителя и затратами на эти свойства.

Оперативное управление затратами предполагает управление ограниченными финансовыми, материальными и трудовыми ресурсами в рамках предприятия. Целью является максимизация прибыли и сокращение непроизводственных затрат. Основными методами оперативного управления затратами являются:

  • метод стандарт-костинг (standart costing) – представляет собой систему учета затрат и калькуляции себестоимости на основе нормативных затрат. Под «стандартом» понимают количество затрат, нужных для производства единицы продукции; под «костингом» денежное выражение этих затрат,
  • метод директ-костинг базируется на разделении затрат на постоянные и переменные и касается управления переменными затратами,
  • CVP-анализ (затраты, объем, прибыль – costs, volume, profit) полезен для поиска наиболее выгодного соотношения между постоянными и переменными затратами, ценой и объемом производства продукции. Главную роль в выборе стратегии компании играет показатель маржинального дохода,
  • ABC-анализ, особенность которого состоит в том, что на промежуточных этапах затраты аккумулируются не просто по местам возникновения или пулам, а по видам деятельности, составляющим, в свою очередь, бизнес-процессы. Это означает, что вместо организационной структуры предприятия, лежащей в основе традиционных систем калькулирования, в АВС используется концепция цепочки ценностей,
  • метод кост-киллинг ориентируется на то, чтобы в кратчайшие сроки максимально снизить затраты, не нанеся ущерб деятельности компании и перспективам ее развития. Используется в управлении конкурентоспособностью и антикризисном менеджменте.
Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Юлия Валерьевна Шульгина

Эксперт по предмету «Менеджмент» , преподавательский стаж — 10 лет

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис