Шесть шляп мышления - это система организации мышления, которая предполагает использование шести цветных шляп ради структурирования групповой дискуссии и индивидуальной умственной деятельности.
Предпосылки возникновения метода «Шесть шляп мышления»
Одним из популярных на сегодняшний день приемов управления качеством является «Шесть шляп мышления». Такое название приема обусловлено использованием шести цветных шляп, с помощью которых организуют более эффективный групповой мыслительный процесс. Т.е. имеет место повышение качества работы группы.
Разработка и использование такого приема, как «Шесть шляп мышления» обусловлено потребностью в решении ряда проблем, которые существуют при взаимодействии между собой членов одного коллектива. Прежде всего, нужно обеспечить высказывание своего мнения по поводу обсуждаемого вопроса всеми участниками беседы независимо от занимаемой должности и места в системе управления. Кроме того, следует заняться развитием у сотрудников организации уважения к себе, веры в свою способность думать и самостоятельно решать проблемы, не поддаваясь эмоциям, предрассудкам.
Еще одной важной предпосылкой возникновения данного приема оказалась идея, согласно которой необходимость преодолевать беспорядочность и стихийность течения мыслей существенно осложняет процесс человеческого мышления. Продуктивному течению мысли нередко препятствуют такие элементы мышления, как планы, воспоминания, сомнения, переживания, логические построения, творческие замыслы и др.
Для того чтобы повысить качество мышления, в соответствии с приемом «Шесть шляп» мышление разделяют на режимы, которые разводятся на 6 направлений. В каждой конкретной ситуации осознанно выбирается нужный подход, который выявляет определенные стороны рассматриваемого вопроса и переводит его в сознательную мысль. Благодаря этому внимание человека фокусируется на конкретном вопросе.
В то же время ни один из режимов не является в полной мере естественным и постоянным образом мышления.
Характеристика шести цветных шляп мышления
Рассматриваемый прием предполагает метафорическое соотнесение шести режимов мышления с шестью цветными шляпами:
- Управление - синяя шляпа.
- Информация и факты - белая шляпа.
- Эмоция и чувства - красная шляпа.
- Критическое суждение - черная шляпа.
- Оптимистичность - желтая шляпа.
- Креативность - зеленая шляпа.
Участники в синей шляпе обсуждают сам мыслительный процесс. В течение всего обсуждения в синей шляпе находится координатор обсуждения, который сохраняет сфокусированность группы на задаче. Другие же участники надевают ее эпизодически для координации совместной работы.
С помощью этой шляпы ставят цели, определяют стратегию обсуждения, оценивают как положение группы, так и состояние проблемы, т. е. устанавливается предмет мышления и по состоянию на конкретный момент фиксируют сделанное, определяют направления дальнейшей работы.
Белая шляпа предназначена для определения известных фактов и идентификации недостающей информации. Тем самым, участники обсуждения собирают детали о предмете и вопросах, которые относятся к нему. Как пример можно указать такую информацию, как «Данным о продажах нашей фирмы три года».
Участники, одетые в красную шляпу, высказываются на основе интуитивных реакций или эмоциональных переживаний. Этим способом взращивают идеи: все участники занимаются определением 2-3 лучших вариантов из большого списка сформулированных ранее. Кроме того, красная шляпа используется для того, чтобы оценить дизайн конкретного объекта или конструкции с эстетической точки зрения.
Черная шляпа дает участникам возможность для выявления потенциальных препятствий, рисков, опасностей, т. е. мышление становится критическим и начинается поиск проблем и несовпадений. Естественность такого режима мышления для людей обуславливает возможность его использования в неподходящие моменты и остановку, тем самым, мышления других участников. Поэтому необходимо предотвращать несвоевременное использование черной шляпы.
Черной шляпе противоположна желтая шляпа. С ее помощью устанавливают преимущества и аргументы в пользу чего-либо. В результате формируются позитивные ожидания и поддержка.
Полет мысли свойственен для зеленой шляпы. Надев ее, ищут необычные и творческие идеи, разрабатывают провокационные решения, проводят исследования. Зеленая шляпа, задействуя весь творческий потенциал участников, проявляет эффективность с точки зрения поиска путей преодоления трудностей.
Таким образом, цветные шляпы - это образное представление для каждого направления (режима) мышления. Один мыслительный режим переключается на другой через надевание (буквальное или условное) шляпы определенного цвета. Это способствует более полной фиксации направлений мышления участников группового обсуждения, что повышает общее качество мыслительного процесса.
Последовательность применения цветных шляп мышления
Цветные шляпы мышления могут использоваться в различных последовательностях. Их варианты представляют собой определенные программы (стратегии), которые полностью охватывают и структурируют мыслительный процесс решения отдельной задачи.
Все программы всегда начинаются и заканчиваются синей шляпой. Последовательность использования шляп между началом и концом определяется в результате договоренности участников группы о ходе мыслительного процесса и о способах оценки его результатов.
Так, для разработки первоначальных идей между синими шляпами используются белая, а затем - зеленая. Если же нужно быстро получить обратную связь в предыдущей последовательности белую шляпу стоит заменить на черную. А использование белой, чёрной и зеленой шляп приводит участников группового обсуждения к определению решения.