Сертификация СМК - это процедура, которая проводится аккредитованным органом с целью подтверждения или опровержения того факта, что система менеджмента качества организации соответствует установленным требованиям.
Основные положения сертификации СМК
Сертификация системы менеджмента качества организации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 осуществляется по порядку, который установлен стандартом ГОСТ Р 40.003-2008. Этот стандарт предназначен для применения органами по сертификации, организациями-претендентами на получение сертификата соответствия СМК и организациями-держателями подобных сертификатов.
Сертификация СМК проводится для того, чтобы определить, во-первых, степень соответствия системы менеджмента качества проверяемой организации требованиям государственного стандарта, во-вторых, результативность системы менеджмента качества. Сертификация может иметь место только в том случае, если в организации-заказчике внедрена и документально оформлена СМК.
Работы по сертификации СМК выполняют эксперты и, при необходимости, технические эксперты. Несколько привлеченных экспертов образуют комиссию. Причем они должны быть соответствующим образом зарегистрированы.
Объектами проверки при сертификации системы менеджмента качества организации являются:
- Область применения системы менеджмента качества - это совокупность процессов жизненного цикла продукции, которые охвачены системой менеджмента качества.
- Качество продукции - это совокупность свойств продукции, которые обуславливают ее соответствие требованиям потребителей и обязательным требованиям.
- Документы системы менеджмента качества - это задокументированные заявления о политике и целях организации в области качества, руководство по качеству, документированные процедуры, записи, другие документы, которые организация считает необходимыми для эффективного управления вопросами, связанными с качеством.
- Процессы системы менеджмента качества - это основные, поддерживающие (вспомогательные) и управленческие процессы, перечень и содержание которых определяется конкретной сферой деятельности организации.
Порядок проведения сертификации СМК
Сертификация СМК организации на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008 традиционно проводится в рамках трехлетнего цикла. Он предусматривает последовательную реализацию следующих стадий:
- Организационный этап.
- Первый этап первичного аудита по сертификации СМК.
- Второй этап первичного аудита по сертификации СМК.
- Завершение первичного аудита по сертификации СМК, регистрация и выдача сертификата соответствия СМК.
- Инспекционный контроль сертифицированной СМК.
- Ресертификация СМК.
Основанием для начала работ по сертификации считается принятие руководством организации-заказчика решения о сертификации своей СМК и последующее направление соответствующей заявки в орган по сертификации. В этой заявке дается общая характеристика организации, указывается заявляемая область сертификации (т.е. область применения СМК) и называются нормативные документы (стандарты), с которыми должна проводиться проверка.
Если орган по сертификации принимает заявку на сертификацию СМК, то он вместе с организацией-заказчиком заключает договор. А перед этим оцениваются предстоящие трудозатраты, которые являются основанием для определения стоимости работ. После их оплаты из независимых и компетентных экспертов формируется комиссия по сертификации.
Первый этап аудита направлен на определение того, соответствуют ли документы СМК требованиям государственного стандарта. Для этого комиссией у организации-заказчика запрашиваются политика в области качества, руководство по качеству, структурная схема организации в целом и службы качества в частности, перечень документов СМК, документированные процедуры и др.
Далее проводится анализ предоставленных документов на соответствие требованиям. Вместе с тем у организации запрашивают информацию касательно проведения внутренних аудитов и анализа СМК со стороны руководства.
Второй этап аудита проводится непосредственно в организации заказчика (так называемый, аудит «на месте»). В данном случае сначала формируют план аудита, в соответствии с которым эксперты проводят предварительное совещание со специалистами организации, а далее - собирают, проверяют и регистрируют данные.
Аудит направлен на обнаружение несоответствий, после чего формируются соответствующие выводы и дается оценка внедрению и результативности СМК. Результаты аудита оформляются в виде акта, проект которого представляют руководству и специалистам организации на заключительном совещании.
Если в ходе аудита были выявлены несоответствия, то заказчик должен предпринять корректирующие действия, направленные на их ликвидацию. Если несоответствий не было или они были устранены, то орган по сертификации принимает решение о выдаче организации сертификата соответствия СМК, который подлежит регистрации в специальном реестре.
Срок действия сертификата соответствия СМК составляет 3 года.
Как минимум один раз в год проводится плановый инспекционный контроль. При плановом инспекционном контроле проверяют не менее половины всех элементов СМК. Если у организации произошли серьезные изменения или появилась информация о серьезных нарушениях с ее стороны, то возможно внеплановое проведение инспекционного контроля. Результатом инспекционного контроля может быть подтверждение действия сертификата соответствия СМК или его отзыв.
По истечении трех лет система менеджмента качества организации должна быть вновь проверена на соответствие требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Процедура повторной сертификации называется ресертификация. Порядок ресертификации СМК аналогичен описанному выше порядку сертификации.