Самооценка - это оценка деятельности организации, которая проводится силами ее сотрудников и в некоторых случаях с привлечением сторонних экспертов для того, чтобы определить пути совершенствования деятельности организации.
Основы самооценки деятельности в соответствии с EFQM
В бизнес-менеджменте бытует мнение, что основой при формировании годовых планов мероприятий по улучшению деятельности организации должны быть регулярно проводимые самооценки, с помощью которых можно выявлять тенденции развития организации. Самооценкой обычно называют процесс оценки деятельности организации, которая дается сотрудниками самой (возможно привлечение сторонних экспертов). Единственной целью самооценки является совершенствование деятельности организации.
В основу диагностической самооценки деятельности организации могут быть положены модели совершенства, поскольку они относительно легко адаптируются к особенностям любой организации. Наиболее известной международной моделью, которая считается эффективным инструментом для самооценки менеджмента организаций, является модель совершенства EFQM.
Модель делового совершенства EFQM была разработана в 1991 году Европейским фондом менеджмента качества, который на основе данной модели в 1992 году присудил первую Европейскую премию по качеству.
В рамках самооценки деятельности с помощью модели совершенства EFQM можно определить место организации на пути к совершенству. Таким образом, осознаются существующие недостатки организации и оказывается содействие к принятию соответствующих решений. Кроме того, данная модель может быть использована организацией как структура системы менеджмента, как система для разработки и реализации инициатив по улучшению деятельности, как основа для общего языка и способа мышления, используемого на всех уровнях управления организации.
Использование модели совершенства EFQM для самооценки дает организациям возможность для определения соответствия их деятельности следующим фундаментальным принципам:
- ориентация деятельности на результат;
- сосредоточение внимания на потребителя;
- реализация лидерства и обеспечения постоянства цели;
- управление процессами и фактами;
- вовлечение и развитие человеческих ресурсов;
- осуществление непрерывного обучения, инноваций и улучшений;
- развитие партнерских отношений;
- общественная ответственность.
Критерии самооценки деятельности в соответствии с EFQM
Самооценка деятельности организации в соответствии с EFQM проводится по двум группам показателей.
Первая группа называется «возможности» и включает в себя 5 критериев:
- лидерство руководства;
- стратегия;
- персонал;
- партнерство и ресурсы;
- процессы, продукция и услуги.
Критерий «Лидерство руководства» предназначен для оценки лидерских качеств руководства организации. Основой для этой оценки являются проявление гибкости в управлении, быстрое реагирование на изменение условий, формирование будущего состояния организации. Данный критерий оценивается по таким направлениям, как миссия, видение, ценности, нравственные принципы, значимость модели EFQM, разработка и функционирование системы управления, внутренние и внешние взаимодействия, развитие модели совершенствования, приверженность изменениям в организации.
С помощью критерия «Стратегия» оценивают учет миссией и видением организации интересов всех заинтересованных сторон. Более того, можно осознать механизм реализации стратегии развития организации. Данный критерий оценивается по таким направлениям, как потребности заинтересованных сторон, измерение и изучение, анализ и пересмотр, взаимосвязь и развертывание в ключевых процессах.
С помощью критерия «Персонал» оценивается способность достигать целей организации и ее сотрудников. В этом случае нужно иметь в виду, что персонал - это одна из главных ценностей организации. Данный критерий оценивается по таким направлениям, как планирование, управление и улучшение ресурсов, компетенции, вовлечение и доверие, двустороннее взаимодействие, вознаграждение, признание и забота.
Критерий «Партнерство и ресурсы» предназначен для оценки планирования взаимодействия, управления внешними партнерами и внутренними ресурсами и их влияния на деятельность организации. Данный критерий оценивается по таким направлениям, как внешние партнеры, финансовые ресурсы, здания, оборудование и материалы, технологии, информация и знания.
По критерию «Процессы, продукция и услуги» оценивается способность организации по разработке, управлению и совершенствованию процессов, продукции и услуг с точки зрения повышения ценности для всех заинтересованных сторон.
Вторая группа называется «результаты» и включает в себя 4 критерия:
- результаты для потребителей;
- результаты для персонала;
- результаты для общества;
- результаты для бизнеса.
Для каждого из перечисленных критериев определяются ключевые показатели исполнения и измерение восприятия соответствующим субъектом. Итоговые оценки по критериям данной группы свидетельствуют о реальных достижениях организации.
Каждому из критериев назначено определенное количество баллов. Общее количество баллов по всем критериям составляет 500 баллов. Успешной считается оценка, которая превышает 400 баллов. В данном случае организация может оценить себя на уровне «Признанное совершенство». Если количество баллов меньше 400 баллов, то уровень организации оценивается как «Стремление к совершенству».
Таким образом, для проведения самооценки деятельности многие организации используют модель совершенства EFQM. Использование данной международной модели позволит организациям определить собственный текущий уровень в сравнении с другими действующими на рынке компаниями.