Проектно-ориентированные методы - это приемы и способы получения эффективных результатов, в основу которых положена успешная реализация проектов, программ и портфелей проектов, а также применение принципов и методов проектного управления.
Основные сведения о проектно-ориентированных методах
Менеджмент качества в современной организации может осуществляться различными методами. Одна из крупных групп методов представлена проектно-ориентированными методами управления. Они представляют собой набор конкретных приемов и способов получения эффективных результатов благодаря успешной реализации проектов (а также программ и портфелей проектов). Кроме того, применение проектно-ориентированных методов требует использования принципов и методов проектного управления.
Базовыми понятиями управления качеством при помощи проектно-ориентированных методов являются проект, программа, портфель проектов. Проектом называется совокупность мероприятий, которые специально организуются для целенаправленного изменения конкретных объектов и явлений в условиях ограничений по времени, запланированных ресурсов и установленных требований к качеству результатов.
Программа представляет собой совокупность проектов, которые объединены друг с другом общей целью, выделенными ресурсами, временем для выполнения, технологией, организацией и др. А портфелем является совокупность проектов и/или программ, которые сгруппированы для повышения эффективности управления и достижения стратегических целей организации.
Проектно-ориентированные методы являются базовыми методами для управления качеством в тех организациях, чья деятельность принимает вид непрерывной реализации множества проектов. В частности, именно через разработку и реализацию проектов организации могут вводить нововведения, осуществлять техническое перевооружение производства, организовывать повышение квалификации сотрудников и проводить другие крупные (по масштабам, целям и значимости) мероприятия, которые направлены на повышение и поддержание качества.
Применение проектно-ориентированных методов в управлении качеством
Уровень развития организации в применении проектно-ориентированных методов управления качеством может постепенно повышаться в результате постоянной систематизации и совершенствования практики управления проектами. Организации необходимо комплексно внедрять применение подобных методов в свою практику. Более того, организациям следует провести реорганизацию в проектно-ориентированную структуру.
Улучшению применения в организации проектно-ориентированных методов управления качеством может посодействовать такой важный инструмент, как бенчмаркинг. Он представляет собой способ нахождения лучших практик управления проектами внутри и вне организации. Благодаря этому устанавливается текущий и целевой уровень зрелости организации в области проектного управления качеством.
Регулярное применение проектно-ориентированных методов приводит организацию к необходимости формирование соответствующей культуры управления. Она, в частности, предполагает осуществление следующих изменений в организации:
- формирование временных команд для разработки и реализации проектов;
- делегирование и перераспределение ответственности и полномочий между членами временных команд при реализации проектов;
- поддержка горизонтальных каналов взаимодействия между сотрудниками и подразделениями организации.
Структура и содержание элементов комплексной системы проектного управления качеством в организации являются результатом воздействия различных факторов. В первую очередь, свое влияние оказывают организационная структура, исторически сложившаяся в организации практика управления, корпоративная культура и др. Перечисленные факторы обеспечивают специфику организационных решений, уровня формализации документов, степени автоматизации хозяйственной деятельности и т. д.
Особенности управления качеством в проектно-ориентированной организации
Спецификой всех сложных проектов является неконтрактируемое их качество, т. е. на предконтрактной стадии нет возможности заранее и полностью описать все требования к создаваемой системе или работе. Следовательно, работа по созданию и реализации проектов связана с большим количеством рисков и высокой степенью неопределенности.
В этих условиях можно очень коротко и емко определить качество - это получение требуемого результата при заданных ограничениях на ресурсы и сроки. При этом, несмотря на всю сложность, нельзя отказываться от деятельности по управлению качеством, поскольку это может привести к провалу всего проекта.
Большая ответственность по управлению качеством в организации возлагается на проектный офис. Именно это подразделение, как правило, отвечает за согласование проектного управления с общей системой менеджмента качества. Проектный офис организует проведение аудита проектных подразделений организации и принимает участие в контроле качества результатов проекта. У него существенно возрастают методические, аналитические и учетные функции.
Современный менеджмент качества требует от проектно-ориентированных организаций создание стандартов управления проектами. Стандартизация является эффективным методом обеспечения качества процессов проектной деятельности посредством предъявления к ним и формального закрепления неких единых требований.
Таким образом, особенности деятельности проектно-ориентированных организаций обуславливают особенности осуществления внутри них управления качеством. Как показывает практика, в подобной ситуации необходимо совмещать друг с другом компоненты двух концепций, двух методологий.