Процессный подход - это комплекс правил и принципов управления, в соответствии с которыми любая деятельность рассматривается как совокупность взаимосвязанных между собой процессов.
Общие сведения о процессном подходе
Одним из основополагающих элементов менеджмента качества является процессный подход к управлению. Он предполагает рассмотрение любой управляемой деятельности как совокупности взаимосвязанных процессов. Процессом, в свою очередь, называют совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, в рамках которых происходит преобразование «входов» в «выходы». Кроме того, процесс включает в себя три системы:
- Система планирования деятельности.
- Система мониторинга результатов деятельности.
- Система управления деятельностью.
Процессный подход нацеливает организации, которые осуществляют менеджмент качества, на то, чтобы оказать воздействие на входы и выходы процесса. А сама деятельность осуществляется в рамках как отдельного процесса, так и их совокупности.
Внедрение в организации системы менеджмента качества начинается с построения процессной модели своей деятельности. Подобная операция позволяет выявить те процессы, осуществление которых не приносит организации какой-либо добавленной стоимости. Это проявляется в том, что «выходы» одних процессов не являются «входами» для других процессов, что должно быть в нормальной организации.
В основном выделяют две типовых модели процесса. Модель процесса в рамках IDF0 предполагает, что имеются входные данные, в отношении которых действуют определенные механизмы. Подобное действие происходит с применением мер контроля и управления, которые повышают адекватное и эффективное взаимодействие процессов в рамках общей системы управления организацией. Также возрастает вероятность получения запланированных и ожидаемых результатов.
Это в конечном итоге приводит к преобразованию входных данных в выходные данные, которые являются входными данными для другого процесса. А само преобразование данных составляет суть осуществления деятельности.
Другая модель процесса - в рамках подхода 5M - предполагает, что процесс включает 5 составляющих: среду, персонал, технологии, материалы, оборудование.
Применение процессного подхода к управлению рисками
С учётом вышесказанного можно сделать вывод, что управление рисками в рамках системы менеджмента качества организации тоже является процессом, который должен иметь:
- входные и выходные данные;
- необходимые механизмы и инструменты реализации процесса;
- набор выходных данных (т. е. результатов деятельности в рамках осуществления деятельности в рамках процесса), которые являются входными данными в другие процессы системы менеджмента организации.
Если рассматривать управление рисками в менеджменте качества именно так, то организация с большей вероятностью будет способна на эффективное и результативное управление своими рисками. Причем сам процесс управления рисками будет приносить организации добавленную ценность.
Процесс управления рисками будет признан результативным в случае достижения поставленной цели (она, например, может быть сформулирована как разработка портфели рисков, разработка плана управления рисками и т. п.). Процесс управления рисками будет признан эффективным в случае получения ожидаемого эффекта от достижения результата (например, сохранение прибыли в определенном диапазоне в результате реализации мероприятий в рамках программы управления рисками).
В соответствии с рассматриваемым подходом процесс управления рисками, как правило, распадается на следующие отдельные процессы:
- процессы планирования управления рисками;
- процессы идентификации рисков;
- процессы качественной оценки рисков;
- процессы количественной оценки рисков;
- процессы планирования реагирования на риски;
- процессы мониторинга и контроля.
Таким образом, организациям следует осуществлять управление рисками в соответствии с процессным подходом, поскольку в настоящее время внедряется и активно распространяется практика применения рис-ориентированного подхода к управлению качеством в организациях.
Преимущества процессного подхода к управлению рисками
Применение процессного подхода к управлению рисками в системе менеджмента качества позволит организации получить определенные преимущества. Так, в результате декомпозиции процесса управления рисками на отдельные бизнес-процессы и их последующей регламентации можно еще на ранних стадиях рискового события идентифицировать рискообразующие факторы.
Процессный подход к управлению рисками предполагает осуществление контроля за выполнением бизнес-процессов на постоянной основе. Благодаря этому возможной становится оперативная оценка частоты и природы возникновения рисков.
Границы управления рисками могут быть расширены после локализации бизнес-процессов в рамках организации. Следовательно, охваченными оказываются межфункциональные зоны, которые еще обозначаются как «узкие места», что обеспечивает систему оперативного информирования при возникновении рисков и детализации при анализе их источников.
В рамках процессного подхода необходимо формировать отчетность о функционировании бизнес-процесса. Это, в свою очередь, позволяет руководству организации оценить результаты процесса и рисковых ситуаций.
Более того, процессного подхода устанавливает взаимосвязь и взаимодействие процессов и способствует минимизации источников рисков. Это все в совокупности свидетельствуют о целесообразности реализации процессного подхода к управлению рисками в рамках системы менеджмента качества, что должно привести к совершенствованию управленческих технологий в организации.