Постоянное улучшение - это принцип управления качеством, соблюдение которого предполагает регулярное совершение действий, направленных на совершенствование деятельности организации и обеспечение выгоды для нее.
Понятие процесса постоянного улучшения
Основу систематической упорядоченной работы в составе команд, направленной на непрерывное улучшение качества в масштабе всей организации, составляет процесс постоянного улучшения в системе менеджмента качества. Условием успешной реализации процесса постоянного улучшения является рассмотрение каждым в организации непрерывного совершенствования как нечто обычного.
Процесс постоянного улучшения при каждом его новом повторении в организации предполагает последовательную реализацию следующих стадий:
- Выбор процесса.
- Описание и оценка процесса.
- Улучшение процесса и стандартизация достигнутого усовершенствования.
- Полномасштабное внедрение улучшенного процесса и выполнение стандартизованной процедуры.
После воплощения в жизнь всех четырех стадий должен быть решен вопрос о том, все ли процессы улучшены. Если ответ на данный вопрос положительный, то процесс постоянного улучшения завершается. В случае получения отрицательного ответа на рассматриваемый вопрос процесс постоянного улучшения начинается заново с первой стадии.
Рекомендуется все четыре стадии процесса постоянного улучшения повторять посредством использования методологии решения проблем, которая по своей сути является детализированным представлением цикла улучшения качества Деминга (PDCA). В наибольшей степени необходимость применения цикла PDCA относится к третьей и четвертой стадиям процесса постоянного улучшения.
Цикл улучшения качества Деминга (PDCA) представляет собой алгоритм действий руководителя по управлению процессом. Данный алгоритм состоит из четырех основных действий:
- Планирование (Plan) - установление целей, определение необходимых процессов и работ, распределение необходимых ресурсов и др.
- Выполнение (Do) - осуществление запланированных работ.
- Проверка (Check) - сбор информации, расчет ключевых показателей эффективности результата выполнения процесса, идентификация и изучение отклонений, определение причин отклонений.
- Воздействие / управление / корректировка (Act) - принятие мер по устранению причин отклонений от запланированного результата, внесение поправок в планы выполнения работ, распределения ресурсов и т.п.
Для постоянного улучшения системы менеджмента качества в организации должны быть обеспечены необходимые факторы. В первую очередь, сотрудники всех уровней должны быть приведены данному процессу, что, в частности, требует специального выделения рабочего времени.
Для достижения целей, поставленных перед процессом постоянного улучшения, нужно тщательно заниматься планированием, выстроить эффективную организационную структуру, проявлять руководством лидерские качества (в виде активного участия в делах организации и оказания поддержки персоналу).
Для постоянного улучшения процессов в организации было разработано много полезных методов и инструментов. В качестве примеров можно привести внутренние и внешние аудиты, процедуры оценки и контроля качества, систему «Бережливость», концепцию «Шесть сигм».
Связь процесса постоянного улучшения с другими процессами
Процесс постоянного улучшения связан с другими процессами, которые реализуются в системе менеджмента качества организации. Прежде всего, это проявляется в том, что многие процессы представляют собой входы для процесса постоянного улучшения.
В первую очередь, данный процесс проводится на основе результатов анализа данных. Большое значение еще имеют результаты анализа, который проводится со стороны руководства организации.
Необходимым условием для полноценного воплощения в жизнь процесса постоянного улучшения является использование результатов корректирующих и предупреждающих действий, которые выполняются в организации в ответ на существующие и потенциальные несоответствия. Кроме того, нужно использовать следующую информацию:
- информация от потребителей (как результат процесса «Удовлетворенность потребителей»);
- информация о процессах (как результат процесса «Мониторинг и измерение процессов»);
- информация о продукции (как результат процесса «Мониторинг и измерение продукции»).
Перечисленные процессы системы менеджмента качества во многом обуславливаются выполнением ряда других процессов: «Политика и цели в области качества», «Внутренние аудиты», «Менеджмент ресурсов». В то же время результаты постоянного улучшения результативности и эффективности системы менеджмента качества организации находит свое отражение в анализе данных и анализе со стороны руководства, у которых могут быть изменены приоритетные сферы изучения и используемые аналитические способы.
Более того, после реализации процесса постоянного улучшения необходимо внести соответствующие изменения в нормативную документацию организации, которая регламентирует выполнение других процессов системы менеджмента качества.
Стоит отметить, что все процессы в системе менеджмента качества (по некоторым подсчетам, их всего 52) взаимосвязаны с процессом постоянного улучшения. Выше были названы те процессы, которые располагают наиболее тесной связью с рассматриваемым процессом.
Таким образом, постоянное улучшение является результатом работающей системы управления качеством в организации. Его процесс связан с другими процессами системы менеджмента качества (он влияет на них, и они оказывают воздействие на него), что говорит о центральной роли, которую он в деятельности организации. Поэтому все ее действия должны быть направлены на всевозможное развитие и совершенствование.