Универсальное управление качеством (UQM) - это совокупность подходов к управлению качеством, которое распространяется на продукцию в расширенном толковании данного понятия.
Универсальное управление качеством (UQM)
В 1970-1980-е гг. возникло понимание того, что необходимо расширить понятие продукта. В частности, оно должно включать и овеществленный продукт (готовую продукцию), и интеллектуальный продукт, и продукт переработки, и услугу.
Для того чтобы применить принципы управления качеством к продукту в таком расширенном толковании, были сформулированы принципы универсального менеджмента качества (UQM). Благодаря этому появилась возможность для одинаково успешного применения концепции Всеобщего управления качеством и к промышленным предприятиям, и к организациям сферы обслуживания.
Одним из значимых результатов развития универсальных подходов к менеджменту качества стало появление стандартов в данной области экономической деятельности. Применение стандартов носило универсальный характер, причем смысл этой универсальности был двояким. С одной стороны, стандарты оказались универсальными для предприятий, представляющих различные отрасли экономики, с другой стороны, стандарты оказались универсальными для различных стран, которые отличались государственным устройством, вероисповеданием и рядом других существенных признаков.
Примером непосредственной реализации универсального управления качеством (UQM) стала публикация в 1987 году Международной организацией по стандартизации комплекса международных стандартов на системы качества. В последующем несколько раз разрабатывались и выпускались новые версии стандартов ИСО (в 1994 году, в 2000 году, в 2005 году, в 2008-2009 годах, в 2015 году).
Разработчики указанных стандартов утверждают, что они могут быть использованы любыми организациями вне зависимости от масштаба их деятельности (т. е. как крупными корпорациями, так и малым бизнесом), отрасли экономики (т.е. как в промышленности, так и в сфере обслуживания), региона (в Европе, в Азии или в Америке) и т.д. В этом и заключается универсальных характер подхода, применяемого в отношении управления качеством.
Принципы универсального управления качеством (UQM)
Международным стандартом ИСО 9000 провозглашены восемь принципов менеджмента качества, которые также характеризуются универсальностью. Соблюдение указанных принципов является обязательным условием внедрения системы менеджмента качества на пути к достижению устойчивого успеха.
На данный момент в рамках универсального управления качеством рекомендуют придерживаться следующих принципов:
- Ориентация организации на потребителя.
- Лидерство руководителя организации.
- Вовлечение работников организации.
- Реализация процессного подхода.
- Реализация системного подхода к менеджменту.
- Постоянное осуществление улучшений.
- Принятие решений на основе фактов.
- Поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками.
Первый принцип сформулирован, поскольку существует зависимость организации от своих потребителей. В связи с этим организации чрезвычайно важно понимать, выполнять и превосходить ожидания своих потребителей (в частности, в результате анализа контрактов и рекламаций).
Сущность второго принципа состоит в том, что руководители обеспечивают единство цели и направления деятельности организации, создают и поддерживают внутреннюю среду. Именно действия и решения руководителей во многом предопределяют эффективность деятельности организации.
Реализация третьего принципа необходима, поскольку полное вовлечение работников дает возможность организации с выгодой использовать их способности.
Четвертый принцип говорит о том, что условием эффективного достижения желаемого результата является управление деятельностью и соответствующими ресурсами как процессами. Следовательно, деятельность организации описывается в виде серии взаимосвязанных «входов» и «выходов».
Согласно пятому принципу, организациям необходимо управлять объектами как системами взаимосвязанных процессов. Более того, процессы производства продукции следует объединить в одну систему с процессами, которые дают возможность для проверки соответствия продукции потребностям заказчика.
Шестой принцип означает, что постоянное улучшение должно быть неизменной целью любой организации, т. е. функционирование системы менеджмента качества должно приводить к эффективному удовлетворению будущих потребностей заказчика.
В соответствии с седьмым принципом эффективные решения могут быть приняты после анализа данных и информации, которую можно получить из результатов анализа итогов аудита, претензий клиентов, корректирующих действий и др.
Основанием для восьмого принципа является наличие взаимозависимости между организацией и ее поставщиками. Отсюда следует необходимость изменения стратегии организации в направлении сотрудничества и взаимовыгодных отношений с поставщиками, что может повысить способность обеих сторон создавать ценности.
Практическим результатом соблюдения раскрытых выше принципов универсального управления качеством (UQM) является улучшение взаимодействия в логистической цепочке путем подтверждения способностей поставщика постоянно поставлять продукцию и выполнить требования к ней. Более того, расширяются возможности для обучения, оценки и консультирования партнеров в области менеджмента качества.
Таким образом, для многих современных организаций одним из основных направлений деятельности является реализация принципов универсального управления качеством (UQM), которое осуществляется за счет соблюдения положений международных стандартов ИСО, принятых в области качества.