Контроль качества - это функция управления качеством, которая заключается в принятии мер по обеспечению соответствующего качества конечного продукта.
Понятие контроля качества
Международная организация по стандартизации разработала и утвердила несколько международных стандартов, которые посвящены регламентированию вопросов в сфере менеджмента качества. В частности, одним из значительных элементов системы менеджмента качества является контроль качества.
Контроль качества представляет собой одну из функций производственного менеджмента, которая в то же время входит в состав процесса по управлению качеством на предприятии. Контроль качества заключается в проверке параметров продукции или процесса, от которых зависит качество продукции, на предмет соответствия установленным требованиям.
Контроль качества является одним из направлений деятельности уполномоченных должностных лиц предприятия, которая состоит из трех последовательно расположенных этапов:
- Получение первичной информации, которая свидетельствует о фактическом состоянии объекта контроля, контролируемых признаках и показателях его свойств.
- Сопоставление первичной информации с запланированными критериями, нормами, требованиями и получение, тем самым, вторичной информации, которая свидетельствует об отклонениях от заданных параметров.
- Обработка информации и ее использование для разработки управленческих решений, которые заключаются в оказании на объект, подвергавшийся контролю, определенного воздействия для того, чтобы устранить или предотвратить в будущем подобных ситуаций.
Объектами контроля могут быть как изделия, так и процессы, которые тем или иным образом оказывают влияние на уровень качества этих изделий. Они проверяются на предмет их соблюдения установленных требований, которые зафиксированы в законах, нормативных правовых актах, чертежах, стандартах, договорах поставки, техническом задании, нормативно-технической документации, технических условиях и других документах.
Задачей контроля качества продукции является выявление несоответствий. Различают две разновидности несоответствий. Первой разновидностью несоответствия являются дефекты, которые устанавливаются у каждого изделия отдельно и предусматривают возникновение юридической ответственности. Второй разновидностью несоответствия являются недостатки, которые присущи всей группе изделий и обуславливают ограниченность их функциональности, т.е. возможностей для эксплуатации.
Виды контроля качества
Современный менеджмент качества предусматривает существования большого количества классификаций контроля качества, которые составлены на основе множества различных критериев. Так, с точки зрения возможности последующего использования контролируемой продукции разрушающий и неразрушающий контроль. В первом случае объект контроля дальнейшему использованию не подлежит, а во втором случае пригодность объекта контроля к дальнейшему использованию по назначению не нарушается.
В зависимости от степени использования средств контроля выделяют измерительный контроль (используются только средства измерения), регистрационный контроль (используются только средства фиксации и учета определенных явлений), органолептический контроль (осуществляется при помощи органов чувств человека), по контрольному образцу (признаки качества продукции сравниваются с контрольным образцом), технический осмотр.
Контроль качества может проводиться при разных уровнях технической оснащенности. Отсюда следует выделение следующих разновидностей контроля качества:
- Ручной контроль, который предполагает применение немеханизированных средств контроля качества изделий и их отдельных деталей.
- Механизированный контроль, который предполагает использование механизированных средств контроля.
- Автоматизированный контроль, при котором участие человека уменьшено за счет более масштабного применения программных средств.
- Активный контроль, который оказывает воздействие на ход осуществления технологического процесса и режимов обработки с целью управления ими.
Возможны различные подходы к охвату контролируемых изделий. В связи с этим контроль может быть сплошным, когда проверяется каждая единица продукции, причем с одинаковой полнотой. В отличие от него выборочный контроль направлен только на отдельные пробы из партии или потока продукции.
Субъект контроля может быть связан с подконтрольным объектом в разной степени. Согласно этому классификационному критерию, контроль качества бывает летучим (контроль проводится внезапно, в случайные моменты), непрерывным (информация об объектах поступает субъекту непрерывно) и периодическим (информация об объектах поступает субъекту через установленные интервалы времени).
Одной из самых распространенных классификаций контроля качества продукции является выделение его разновидностей в соответствии со стадией воспроизводственного процесса:
- Предварительный контроль осуществляется на стадии разработки продукции путем проверки опытного образца на предмет соответствия техническому заданию, технической документации.
- Приемочный контроль осуществляется на стадии материально-технического снабжения путем проверки поступивших сырья, материалов, комплектующих изделий.
- Производственный (текущий, операционный) контроль осуществляется на стадии изготовления продукции путем оценки комплектности, упаковки, маркировки, состояния производственных процессов.
- Эксплуатационный контроль (контроль готовой продукции) осуществляется на стадии потребления (использования) продукции путем проверки соблюдения требований, установленных в эксплуатационной и ремонтной документации.