Дизайн - это результат художественно-конструкторской деятельности по проектированию эстетических свойств промышленных изделий.
Содержание качества дизайна автомобиля
Качество изделий (автомобиля, в том числе) определяется не только эксплуатационными характеристиками, которые обуславливают выполнение ими своего прямого предназначения и удовлетворение основных потребностей покупателя, но также их эстетическими свойствами. Так, для потребителей важным фактором принятия решения о покупке автомобиля является его дизайн.
Качество дизайна автомобиля определяется тем, как он отвечает требованиям общественной пользы, удобства эксплуатации и красоты. Дизайн автомобиля должен быть таким, чтобы вокруг человека была создана гармоничная, содержательная и выразительная предметно-пространственная среда.
В соответствии с положениями технической эстетики автомобиль должен отвечать целому ряду требований:
- эстетические требования;
- утилитарно-функциональные требования;
- технологические и общетехнические требования;
- социально-экономические требования.
Эстетическими требованиями называют потребность человека в том, чтобы потребительские свойства автомобиля были выражены через чувственно воспринимаемые признаки формы. Основными эстетическими требованиями, которые предъявляют к автомобилю, являются информативность формы (т. е. наличие признаков, указывающих на вид, назначение, порядок функционирования, изготовителя и другие параметры автомобиля), композиционное совершенство (соответствие композиционной основы функционально-конструктивной характеристики машины) и гармоничность (способность гармонично входить в комплекс машин), увязка элементов графики и цветового решения.
Утилитарно-функциональные требования связаны с эффективным выполнением автомобилем своей главной (основой) функции вместе с дополнительными функциями (т. е. универсальный характер автомобиля). Это, в частности, касается организации водительского места, комфортности салона, усилия на органах управления автомобилем и др.
Дизайнером при проектировании автомобиля должны еще учитываться технологические и общетехнические требования. Художественный и технологический приемы не должны противоречить друг другу, создавать конфликт.
Социально-экономические требования обусловлены потребностями и возможностями современного общества, отражают взаимодействие потребителя с отдельными автомобилями, а также с искусственной предметной средой в целом. К требованиям этой категории относится соответствие формы и самого автомобиля моде, требованиям унификации, стандартизации, экономичности приобретения и эксплуатации, оптимальному ассортименту и классу.
Процесс планирования качества дизайна автомобиля
Качество дизайна автомобиля планируется путем определения его композиции. Речь идет про строение, соотношение частей и целой объемно-пространственной структуры автомобиля. Т. е. с помощью композиции закономерностям конструкции автомобиля придают эстетическую форму.
Создание определенной композиции автомобиля означает работу над ее следующими элементами:
- Тектоника - это зримое выражение в форме конструктивной основы автомобиля, которая представляет собой сочетание характера распределения главных усилий, соотношения масс, организации конструкционных материалов и т.п.
- Метрический повтор (метр) - это повторение какого-либо элемента.
- Ритм - это повторность похожих элементов формы и композиции через определенные соизмеримые промежутки времени.
- Акцент - это выделение какого-либо элемента формы с помощью художественных средств (цвет и его контрастные сочетания, различные средства формообразования и др.), благодаря чему увеличивается выразительность автомобиля.
- Нюанс - это закономерность тонкой проработки формы, которая придает ей особое свойство пластичности.
- Пропорции - это соразмерность элементов, система отношений частей формы предмета между собой и с целым, которая придает ему гармоническую целостность и художественную завершенность.
- Симметрия - это соблюдение соразмерности, пропорциональности, а также расположение частей и целого относительно осевой линии, центра.
- Асимметрия - это соблюдение уравновешенности масс относительно главного элемента композиции.
Большое значение при работе над дизайном автомобиля имеют цвет и свет. Различают чистые цвета - это цвета оптического спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый), которые называются хроматическими. Ахроматическими, в свою очередь, называются составные (сложные) цвета, которыми являются белый, серый, черный.
Цвета могут быть как теплые (например, розовый, светло-желтый, светло-оранжевый), так и холодными (например, светло-голубой, светло-зеленый). Цвета светлых тонов считаются легкими. В зависимости от сочетания выделяют выступающие цвета, которые усиливают друг друга (например, красный с зеленым, красный с синим и др.).
Как правило, чем крупнее автомобиль, тем светлее должна быть его окраска, и наоборот. А если использовать для окраски два цвета, то нужно учитывать пропорциональный строй предмета, тектоничность, свойство статичности и динамичности.
При матовой фактуре поверхности автомобиля лучше воспринимаются приглушенные цвета, а при глянцевой - насыщенные яркие. Это обусловлено тем, с какой степенью поверхность отражает и рассеивает свет.
Таким образом, в процессе проектирования автомобиля необходимо планировать качество его дизайна. К внешнему виду автомобиля потребители тоже предъявляют требования, которые подлежат удовлетворению. Чем больше требований удовлетворено, тем более высокий уровень качества достигает автомобиль.