Планирование качества - это стадия управления качеством, которая заключается в выработке и установлении обоснованных заданий по выпуску продукции и совершении других действий на предприятии в течение определенного периода времени.
Понятие и сущность планирования качества
Управление качеством продукции осуществляется путем выполнения ряда общих функций. Одной из таких функций является функция планирования.
Планирование представляет собой деятельность по составлению планов. Сущность планирования качества продукции состоит в разработке и установлении обоснованных заданий по выпуску продукции с требуемыми значениями показателей качества в течение определенного периода времени.
Основой для планирования качества является научно обоснованное прогнозирование потребностей рынка. Кроме того, конкретные планы по управлению качеством продукции могут быть обоснованы обобщенными и проанализированными данными о результатах ее эксплуатации и о фактическом уровне ее качества.
Планирование качества может оказаться действенным только в случае его осуществления на разных уровнях управления и этапах жизненного цикла продукции (т.е. во время проектирования, производства и эксплуатации продукции). Обеспечением планов по управлению (в том числе повышению) качеством продукции будут выступать, прежде всего, материальные, финансовые и трудовые ресурсы.
Предмет и задачи планирования качества
Предметное поле планирования качества продукции образуют различные мероприятия и показатели, которые характеризуют отдельные свойства продукции, а также признаки системы и процессов управления качеством. Указанные показатели впоследствии используются в конкретных заданиях по улучшению качества продукции, а также в различных конкретных планах: планы НИОКР, технического развития предприятия, стандартизации, метрологического обеспечения, подготовки кадров и др.
Планирование качества продукции призвано в конечном итоге решить следующие задачи:
- обеспечить максимальное соответствие свойств выпускаемой продукции потребностям рынка;
- достичь и превысить технический уровень лучших образцов аналогичной продукции (в частности, за счет увеличения надежности, долговечности, экономичности и других потребительских свойств продукции);
- разработать экономически оптимальные задания по повышению качества продукции;
- своевременно провести замену, сокращение объемов производства или полное снятие с производства устаревшей и неконкурентоспособной продукции;
- обеспечить полное выполнение требований стандартов, технических условий и требований другой нормативной документации;
- увеличить экономическую эффективность производства.
Планирование в итоге должно привести к формированию системы планов и показателей оценки их выполнения. Для этого необходимо связать в единое целое планы отдельных структурных подразделений предприятия, а также его общую стратегию и оперативные задачи.
Принципы и методы планирования качества
Планирование качества продукции базируется на общих принципах планирования и применении методов планирования. Это, например, означает, что при составлении планов, т.е. разработке конкретных мероприятий, необходимо централизованное руководство на предприятии сочетать с самостоятельностью структурных подразделений. Тут же нужно обеспечить комплексный характер планирования, что означает взаимоувязку всех сторон деятельности предприятия.
Планирование должно быть пропорциональным, т.е. ресурсы и возможности предприятия нужно учитывать сбалансировано. При этом необходимо достичь требуемого уровня экономичности - соотношения целевого результата и затрат. Возможность использования резервов и учет альтернатив во время планирования качества продукции найдет отражение в эластичности и гибкости планов.
Научность планирования качества продукции проявляется в учете новейших достижений научно-технического прогресса, требований стандартов, потребностей рынка. В то же время планы должны быть простыми и ясными - они по своей структуре и содержанию должны соответствовать уровню понимания разработчиков и пользователей.
Эффективное планирование качества отличается детализацией (глубиной) и точностью, в соответствии с которой допуски и отклонения параметров плана должны быть минимальными.
Планирование качества продукции может быть реализовано в результате применения следующих методов:
- Расчетно-аналитический метод - разложение выполняемых работ и обобщение используемых ресурсов по элементам и взаимосвязям, изучение условий наиболее эффективного их взаимодействия, составление на основе полученных данных проектов планов.
- Экспериментальный (опытный) метод – проектирование норм, нормативов и моделей подсистем управления предприятием как результат проведения замеров и опытов, изучения полученных данных и учета опыта управленческого и производственного персонала предприятия.
- Отчетно-статистический метод – использование отчетной, статистической и иной фактической информации, которая отражает текущее состояние и изменение характеристик подсистем управления, для разработки проектов планов.
Применение указанных методов находит отражение в выполнении конкретных работ. Речь идет про анализ требований и жалоб (рекламаций) потребителей, учет требований перспективных стандартов, результатов последних исследований, изменений требований в сфере сертификации и др., изучение спроса и патентной информации, осуществление плановых расчетов и т. д.
Таким образом, в рамках системы управления качеством продукции на предприятии необходимо, в первую очередь, выполнять работы по планированию. Составленные и научно-обоснованные планы повышения качества продукции являются основой для деятельности всего предприятия в данной сфере.