Модель качества продукции - это теоретический инструмент, который описывает качество продукции и содействует руководителям организаций в его повышении.
Понятие модели качества продукции
Для того чтобы наглядно продемонстрировать действие общего принципа обеспечения качества продукции, в менеджменте зачастую используется модель качества продукции. Она представляет собой абстрактное представление качества продукции в символической, графической или иной форме, которое позволяет изучить интересующие вопросы и получить на них ответы, что впоследствии будет использовано для принятия решений и мер.
Целесообразность разработки и использования модели качества продукции объясняется тем, что моделирование как метод исследования дает возможность абстрагироваться от частностей продукции, чтобы яснее показать ее сущность (прежде всего, с точки зрения его качественных характеристик).
Разработка модели качества продукции и ее использование в практической деятельности позволило определить основные факторы качества продукции:
- необходимая материальная база (материалы, оборудование, здания, транспорт, изделия и др.);
- квалифицированный и мотивированный персонал;
- Глубоко продуманная организационная структура и четкое управление предприятием.
Таким образом, «базой качества продукции» служат материальная база предприятия и персонал, которые определяют основные условия производства.
Характеристика «петли» и «спирали» качества
По состоянию на сегодняшний день можно утверждать, что в основе всех систем качества лежит такая базовая модель качества продукции, как «петля качества». Она состоит из 11 стадий жизни продукции, на каждой из которых должна производиться оценка качества. Этими стадиями являются маркетинг, проектирование и разработка, материально-техническое снабжение, подготовка и разработка технологии, производство, контроль и испытания, упаковка и хранение, распределение и реализация, монтаж, эксплуатация, оказание технической помощи и обслуживание, утилизация после использования.
Перечисленные стадии формируют замкнутый в виде кольца жизненный цикл продукции. Это означает повторяющееся решение различных задач управления качеством. Основные из них заключаются в следующем:
- установление наличия текущей или перспективной потребности потребителей и формулирование их требований;
- составление общего описания продукции, которое включает в себя параметры эксплуатации, требования к упаковке, дизайну и др.;
- планирование работ (например, в виде программ поставок, производства, сбыта) и поручение их выполнения сотрудникам организации;
- разработка системы документации и документированных процедур по сбору, обработке и анализу данных;
- поверка, калибровка и испытания оборудования, инструментов и оснастки;
- согласование взаимных обязательств продавцов и потребителей.
«Петля качества» воспринимается как общая модель системы качества, которая обусловлена требованиями международного стандарта ИСО, посвящённого рассмотрению вопросов менеджмента качества, и по своей сути является результатом эволюционного развития моделей подобных систем.
По сравнению с «петлей качества» лучшими демонстрационными возможностями располагает «спираль качества» (спираль Джурана). Она представляет собой вневременную пространственную модель качества, в которой каждый виток характеризуется новым, более высоким уровнем качества. Т. е. спираль качества изображает процесс управления качеством как повторяющихся циклов петли качества, каждый раз на новом уровне. При этом наглядно может быть показан и сам факт повышения качества продукции после каждого успешного цикла управления.
Спираль качества является символом того, что основные этапы жизненного цикла изделия связаны с постоянным стремлением к его совершенствованию. Это стремление определяется постоянным развитием индивидуальных, групповых и общественных потребностей.
Цикл Деминга
Американский ученый в области менеджмента Эдвард Деминга разработал систему, которая сейчас известна как система PDCA (первые буквы слов Plan, Do, Check, Act - планируй, делай, проверяй, действуй). Эту систему также называют циклом непрерывного совершенствования или «циклом Деминга».
Этот цикл используется как готовая модель повышения качества продукции. Она реализуется в результате последовательного осуществления четырех основных этапов:
- Plan (P), «планирование» — формулирование и утверждение целей и задач, сбор и систематизация информации, разработка плана достижения целей и решения задач.
- Do (D), «реализация» — изучение текущего состояния дел в организации и во внешней среде, разработка программы мероприятий и ее осуществление.
- Check (С), «проверка» — контроль результатов проведения предложенных мероприятий.
- Act (А), «исправление» — совершение корректирующих действий, которые устраняют отклонения от утвержденного плана.
По мнению Деминга, любая деятельность может рассматриваться как технологический процесс, что обуславливает возможность ее улучшения. Следовательно, качество продукции может быть повышена за счет улучшения производственной, трудовой и других связанных видов деятельности. В результате процесс этого улучшение был смоделирован в виде системы PDCA.
Таким образом, с целью получения практически значимых результатов в виде улучшения качества продукции были разработаны и опробованы теоретические базовые модели («петля качества», «спираль качества», «цикл Деминга»). Эти модели научно обоснованно предлагают руководителям организаций из различных сфер деятельности конкретные предложения по принятию решений и проведению мероприятий в области управления качеством продукции.