Методы улучшения качества - это приемы и способы управления качеством, которые используются для сокращения изменчивости характеристик продукции с целью снижения уровня ее дефектности.
Сущность улучшения качества
Одна из главных целей в области управления качеством для организаций заключается в улучшении (повышении) качества. Оно предполагает такое изменение свойств и характеристик продукции или процессов, в результате которого произойдет снижение их вариабельности.
Для этого будет оказано воздействие на причины, которые порождают изменчивость свойств и характеристик. В результате эти причины будут устранены или уменьшены. В роли таких причин могут выступать:
- изменения в технологии;
- износ технологического оборудования и режущего инструмента;
- нарушения технологической дисциплины;
- нестабильность технологической системы и др.
Достижение цели улучшения качества непременно приведет к снижению уровня дефектности и непроизводительных затрат.
Улучшение качества может быть реализовано в результате применения одного из двух основных подходов. Первый подход заключается в разработке и реализации проектов прорыва, которые отличаются коренной переработкой существующих процессов или продукции. Второй подход предполагает ведение деятельности по поэтапному постоянному улучшению.
Методы улучшения качества
Улучшение качества в организации происходит в результате применения специальных методов. Теоретические исследования и практический опыт привели специалистов в области управления качества к созданию целой группы методов улучшения качества.
Метод пять «S» предполагает осуществление без каких-либо серьезных капиталовложений организационных изменений по пяти основным направлениям:
- Упрощение (Simplify) — анализ повседневной деятельности, выделение нужных и ненужных действий, устранение последних.
- Приведение в порядок (Straighten) — необходимые вещи располагают на рабочем месте таким образом, чтобы их было легко найти и легко ими воспользоваться.
- Чистота (Scrub) — рабочее место и оборудование подлежат регулярной уборке.
- Устойчивость (Stabilize) — деятельность по поддержанию чистоты и порядка приобретает характер повседневной практики.
- Закрепление (Sustain) — деятельность по первым четырем «S» подлежит стандартизации в целях придании ей постоянного характера.
Метод пять «почему?» заключается в анализе проблемы через задавание вопроса «почему?» пять раз. Подобный прием нацелен на выявление истинных причин проблемы.
Метод наглядного производства состоит в построении производственного процесса таким образом, чтобы каждый работник понял информацию, имел к ней легкий доступ и мог использовать в целях непрерывного улучшения. Для этого, например, разными цветами маркируют ящики для хранения разных инструментов.
Применение группового подхода в целях улучшения качества осуществляется через создание в ходе проводимых изменений специальных команд. Именно они должны организовывать процесс улучшения, чем раньше традиционно занимались руководители или функциональные подразделения организации.
На рабочем месте могут оставлять наглядные «подсказки» (Poka-Yokе). Их роль могут выполнять аварийные сигналы, ограничители, счетчики, памятки и другие простые приспособления. Тем самым, с их помощью предупреждаются возможные ошибки, исключается или уменьшается дефектность.
В соответствии со следующим методом/подходом в деятельности предприятия имеют место семь видов потерь. Следовательно, зная об их существовании, необходимо выявить их конкретные проявления на предприятии и устранить:
- перепроизводство — потерей является объем продукции, произведенной больше необходимого;
- простои — потерей является время, которое было бесполезно потрачено оператором или механизмом из-за неотлаженности процесса;
- ненужная транспортировка — потерей являются усилия, потраченные на перемещения материалов, которые не связаны с действиями по добавлению «ценности» в производимую продукцию;
- бесполезные действия — потерей считается любой процесс, который не добавляет какой-либо «ценности» в производимую продукцию;
- чрезмерные запасы — потерей являются продукты, которые были закуплены в излишнем количестве, т.е. в количестве, не соответствующем выпуску продукции;
- бесполезные движения — потерей считаются перемещения людей и механизмов, которые не добавляют «ценности» в продукцию;
- выпуск дефектной продукции - потерей являются усилия, необходимые для доработки продукции и удовлетворения, тем самым, требований заказчика.
Метод мгновенной смены модели заключается в переходе с выпуска одного вида изделия на другой. При этом производительность сохраняется на прежнем уровне, а потерь на переналадку оборудования нет. Следовательно, возникают основания для улучшения качества выпускаемого изделия.
В целях повышения результативности операторов длительность рабочих операций может быть приближена к «тактовому времени». В этом состоит суть метода упорядочения рабочих действий. Качество еще может быть улучшено за счет оптимального расположения оборудования (т.е. рациональной планировки).
Широкое распространение получил такой метод, как движение «по одному». В соответствии с ним процесс производства выстраивается таким образом, что оператор занят на одной части процесса, а уж затем переходит к следующей. Благодаря этому уменьшается число перемещений и транспортировок, а также обеспечивается быстрая обратная связь в случае возникновения брака.
Таким образом, улучшение качества может произойти в результате применения специальных методов. Они были разработаны специально для достижения цели улучшения качества и успешно опробованы предприятиями на практике.