Система качества - это совокупность субъектов управления, подконтрольных объектов, связей между ними, процессов хозяйственной и иной деятельности, которые направлены на обеспечение соблюдения установленных требований.
Необходимость мероприятий в рамках системы качества
Цели, которые предприятие поставило перед собой в области качества, достигаются в результате создания, внедрения и разработки специального механизма - системы менеджмента качества. Она включает в себя субъекты управления, подконтрольные объекты, принципы и методы функционирования, процессы и др. Функционирование системы менеджмента качества предприятия чаще всего приобретает форму мероприятий, которые проводятся в рамках данной системы.
Указанные мероприятия призваны обеспечить эффективное функционирование и целостность системы менеджмента качества предприятия, что в итоге должно привести к повышению качества выпускаемой продукции. Кроме того, за счет реализации мероприятий в рамках системы качества предприятия рассчитывают решить следующие задачи:
- снизить материалоемкость продукции;
- повысить уровень энергосбережения;
- повысить технический уровень производства.
Мероприятия в рамках системы качества предприятия призваны выполнить различные функции: по составлению и утверждению планов, по организации различных работ, по контролю за выполнением планов и требований, по анализу текущей деятельности, по стимулированию и обучению работников и т.д.
Перечень мероприятий в рамках системы качества
Мероприятия в рамках системы качества предприятия проводятся по ряду основных направлений деятельности в области качества. Приоритетное направление связано с управлением качеством продукции и увеличением возможностей предприятия по выпуску продукции. В рамках данного направления предпринимают мероприятия по повышению технического уровня производства. Это означает переоснащение, модернизацию и создание новых производств на предприятии путем строительства производственного и административно-бытового корпусов, складских помещений, обеспечения электро-, водо- и прочего ресурсного снабжения, а также за счет создания различных производственных участков.
Другим значимым мероприятием в рамках системы качества предприятия является внедрение в управленческую практику статистических методов управления качеством. Методы данной группы могут применяться в следующих случаях:
- изучение качества и конкурентоспособности продукции;
- идентификация возможных дефектов продукции и процессов;
- анализ и управление производственными процессами;
- оценка эффективности системы менеджмента качества предприятия.
С помощью статистических методов можно проанализировать, наскольковыпускаемая продукция соответствует требованиям международных стандартов, а также оценить технический уровень и конкурентоспособность продукции в сравнении с зарубежными аналогами.
Часть мероприятий связана с организацией метрологического обеспечения и технической базы испытаний. Группу данных мероприятий образуют меры по созданию автоматизированной системы учета потребляемой энергии, а также разработка порядка проведения метрологического обслуживания системы. Тем самым, на производственном предприятии будет осуществлено метрологическое обеспечение энергоэффективности.
Метрологическую базу производственного предприятия необходимо оснастить средствами измерений показателей качества электрической энергии и средствами их поверки. Это, в частности, предполагает закупку и аттестацию анализаторов качества электрической сети.
В рамках системы качества предприятия необходимо развивать систему оценки соответствия продукции установленным требованиям стандартов, технических условий и прочей нормативной документации. Примером развития этой системы может быть проведение добровольной сертификации продукции и элементов производства. Дополнительно предприятиям необходимо проводить аудиты производств и систем менеджмента качества у своих поставщиков, обеспечивая, тем самым, надлежащий уровень качества поступающих материально-технических ресурсов.
Большой актуальностью пользуются мероприятия, направленные на совершенствование информационного обеспечения в области качества и конкурентоспособности продукции. Прежде всего, речь идет про создание и регулярное обновление корпоративных фондов законодательных, технических нормативных правовых актов, государственных стандартов, других нормативных документов, с помощью которых создается возможность для своевременного полного информирования руководителей и специалистов предприятия.
Повышение значимости человеческих (трудовых) ресурсов для эффективного функционирования предприятия привело к росту числа мероприятий, проводимых по связанной тематике. Так, организуют регулярное повышение квалификации руководителей и специалистов всех уровней предприятия в области передовых технологий. А вновь назначенных руководителей и лиц, включенных в состав кадрового резерва предприятия, необходимо отправлять на специализированную учебу. Мероприятия подобного рода, как правило, обеспечивают высокое качество продукции и расширение профессиональных партнерских контактов предприятия.
Еще одна группа мероприятий направлена на пропаганду и распространение принципов менеджмента качества. Данное намерение по большей части осуществляется через организацию и участие в отечественных и иностранных выставках, ярмарках, смотрах-конкурсах.
Таким образом, система качества предприятия наполнена множеством различных мероприятий, выполнение которых должно обеспечить быстрое и успешное достижение целей, поставленных в области качества.