Определение] Цифровая экономика - это совокупность экономических отношений, возникновение и развитие которых связано с использованием хозяйствующими субъектами в экономических целях цифровых технологий. [/Определение]
Общие сведения о менеджменте качества в цифровой экономике
Современная экономика переживает эпоху цифровой трансформации. Это означает, что с каждым годом все больше и больше предприятий начинают использовать в рамках своей хозяйственной деятельности производственные и управленческие цифровые технологии.
Эти технологии должны решать в новых условиях проблему обеспечения качества и конкурентоспособности продукции, эффективности, устойчивого и опережающего развития предприятий, качества жизни сотрудников. Следовательно, актуальной являются изменения, которые происходят в менеджменте качества.
Менеджмент качества должен выполнять свои функции и в цифровой экономике. Для этого будут дополнительно использоваться все необходимые и достаточные средства информационных технологий. В частности, менеджмент качества должен будет обеспечить получение, анализ и обработку информации из внешней и внутренней среды в режиме реального времени.
Менеджмент качества в цифровой экономике продолжит информационно и методически обеспечивать руководство предприятия для принятия им верных управленческих решений. Однако новые возможности позволят в большей степени учитывать возможные риски и возможности, быстрее реагировать на происходящие изменения, проводить мониторинг и постоянные улучшения бизнес-процессов и т. д.
Цифровая экономика сделала огромный скачок в области оптимизации. В связи с этим с учетом миссии, стратегии, политики и целей предприятия менеджмент качества, используя цифровые технологии, будет заниматься оптимизацией функциональной и организационной структуры предприятия:
- по направлениям деятельности;
- по составу структурных подразделений;
- по численности и составу персонала;
- по распределению ответственности, полномочий и ресурсов должностных лиц.
Достижение оптимальных значений по указанным параметрам максимизирует качество управления, организационного взаимодействия, трудовой деятельности и ее конечного продукта - товаров, работ, услуг.
В цифровой экономике менеджменту качества будет проще обеспечивать прослеживаемость создаваемой и выпускаемой продукции. Речь идет про возможность отслеживания движения, местонахождения и происхождения продукции с помощью идентификации, которая регистрируется. Это становится возможным благодаря средствам штрихкодирования, сканирования, видеонаблюдения, геолокации и др.
Особое внимание в цифровой экономике уделяется задачи обеспечения своевременного и оперативного получения, распространения и защиты полной и достоверной информации. Информация превратилась в один из главных факторов производства в цифровой экономике, многократно увеличились скорость движения и объемы информации.
С одной стороны, увеличились возможности предприятий по анализу больших массивов данных. С другой стороны, возросли риски нарушения информационной безопасности. Поэтому менеджмент качества в цифровой экономике должен быть сосредоточен в одну из первых очередей именно на управлении качества информации.
Безопасность производственных процессов тоже может быть существенно увеличена в условиях цифровой экономики. Оснащение производств множеством различных датчиков, которые круглосуточно работают с предоставленным удаленно доступом, способствует предотвращению возникновения или своевременному выявлению несоответствий.
Для того чтобы решить перечисленные задачи, менеджмент качества должен быть организован на основе информационно-аналитической подсистемы, сформированной и действующей по технологиям искусственного интеллекта. Данная подсистема должна определить и оптимизировать структуру структурных подразделений предприятия, а также процедуры, алгоритмы их выполнения и взаимодействие между собой.
Аспекты цифрового менеджмента качества
Эффективное решение задач в пространстве цифровой экономики требует трансформации системы менеджмента качества вместе с самим предприятием. Предполагается, что система менеджмента качества предприятия будет переходить в цифровой формат по следующим направлениям:
- использование новейших достижений в области цифровых технологий при разработке, производстве продукции и ее применении;
- разработка и внедрение новых, совершенствование действующих цифровых технологий управления;
- документационное обеспечение работы с цифровыми технологиями;
- налаживание взаимодействия с организациями-партнерами в цепи создания конечной продукции;
- проведение исследований в области цифровых технологий и создание цифровых инноваций;
- стимулирование работников к переходу на цифровую экономику и ее развитие.
В предметное поле цифрового менеджмента качества будут входить разработка и внедрение роботизированных технологий, автоматизированных интегрированных систем, а также цифровое проектирование и моделирование технологических процессов. А новыми технологиями, которые предопределят специфику менеджмента качества в цифровой экономике, станут роботизация, беспилотные, безбумажные, мобильные, биометрические технологии, киберфизические системы (CPS), 3D-печать, или аддитивное производство, технологии открытого производства, нейрокомпьютерные технологии.
Таким образом, менеджмент качества должен адаптироваться к новым условиям и требованиям, которые предъявляется современная действительность эпохи цифровой экономики. Новые технологии коренным образом меняют содержание как самого производства, так и процесса управления им. Это нужно учитывать и использовать.