Лидерство - это качество, которое должен проявлять руководитель организации в соответствии с принципами ТQМ (Всеобщего менеджмента качества) в виде, прежде всего, направления деятельности персонала на достижение поставленных целей.
Содержание принципа ТQМ «Лидерство руководителя»
Одним из главных принципов ТQМ (Всеобщего менеджмента качества) является принцип лидерства руководителя организации. Согласно ему, руководитель должен непосредственно принимать участие в деятельности по обеспечению и повышению качества.
Активность руководителя, как правило, должна принимать формы определения целей и задач в области качества, объединения усилий сотрудников по реализации указанных ориентиров.
Как правило, именно руководители-лидеры инициируют любые перемены в организации, в частности, за счет разработки и принятия соревновательной стратегии. Им присуще наличие умений по тому, чтобы сформировать у работников заинтересованности и вовлечь их в процесс совершенствования.
Проявлением лидерства будет считаться обеспечение персонала всеми необходимыми условиями для проведения самооценки, а также самостоятельное принятие в этом активного участия, т. е. руководитель-лидер в соответствии с системой ТQМ принимает меры по возбуждению у сотрудников инициативности и самостоятельности, в чем заключается один из основных способов повышения качества. Подкрепляется это принятием руководителем обоснованных решений по результатам этой самооценки.
Не даром, модели ведущих мировых премий в области качества включают как один из основных критериев «лидерство».
Результаты последних исследований показывают, что руководителю любой организации для успешного внедрения у себя системы TQM, в первую очередь, необходимо обладать:
- профессиональными навыками ведения бизнеса (например, навыками анализировать котировки акций на фондовом рынке);
- концептуальными навыками (например, навыками принимать решения и решать проблемы);
- навыками общения (с подчиненными, с партнерами, с органами власти и др.);
- личными качествами (например, энтузиазмом и постоянством).
Перечисленные навыки типичны для любого руководителя-лидера. Следовательно, изменение руководителей должно быть первым шагом на пути изменений в организации в целом.
В то же время международные стандарты ИСО серии 9000 требуют, чтобы руководители:
- демонстрировали постоянную готовность удовлетворить ожидания потребителей;
- определяли политику в области качества - отвечающую ожиданиям потребителей и понятную для сотрудников организации;
- разработали систему менеджмента качества, включающую задачи, руководство по качеству, планирование качества, систематический анализ.
Кроме того, исключительно велика роль руководителя в создании в организации творческого климата, который бы приводил к конструктивному и незамедлительному обсуждению в коллективе и последующему внедрению нововведений.
Теоретические основы лидерства руководителя
Практическая реализация лидерства в организации, как правило, базируется на положениях ряда теоретических исследований. Обобщая их, можно выделить три основных подхода к теории лидерства:
- Теория личностных качеств.
- Поведенческий подход.
- Ситуационный подход.
Теория личностных качеств направлена на выявление характеристик человека, которые обеспечивают лидерство. В случае выявления этих «особых» качеств люди бы получили возможность «воспитать» в себе лидера.
Теория личностных качеств преимущественно представлена двумя концепциями. Во-первых, это концепция трансформационного лидерства, которое реализуется в значительных изменениях представлений и установок сотрудников организации. Более того, лидеры формируют у своих подчиненных приверженность к значительным изменениям в целях и стратегии организации. Таким образом, трансформационное лидерство через оказание влияния на подчиненных расширяет их полномочия, что в процессе преобразований в организации фактически превращает их тоже в лидеров.
Во-вторых, это концепция харизматического лидерства, которое базируется на наличии у лидера таких черт, как энергетика, обаяние, умение вдохновлять и вести за собой. В данном случае отдельный лидер находится в центре внимания. Обладая харизмой, он пользуется уважением и симпатией коллег и как руководитель, и как личность.
В рамках поведенческого подхода лидерство анализируется в контексте поведения, которое реализует лидер. По результатам данного анализа устанавливают универсальные поведенческие особенности лидера, которые обеспечивают ему успех.
Сторонники данного подхода выделяют три стиля поведения лидера:
- Авторитарный стиль - властное, директивное принятие решений, жесткое распределение ролей.
- Демократичный стиль - предоставление ведомым достаточной свободы действий, их привлечение в процесс управления организацией.
- Попустительский стиль - устранение от активного управления, предоставления подчиненным полной свободы действий.
Ситуационный подход исповедует, что лидерство является продуктом конкретной ситуации. Иными словами, эффективный лидер способен оценить ситуацию и адаптировать к ней свое поведение.
В разных ситуациях может быть различие в потребностях и личных качествах сотрудников организации, в содержании конкретного задания, в характеристиках рабочей и внешней среды. Это различие и подлежит выявлению и учету руководителем-лидером.
Таким образом, реализация в системе ТQМ принципа «Лидерство руководителя» является одним из главных условий для достижения целей в области качества. Причем лидерство может интерпретироваться и проявляться по-разному, что в конечном итоге сказывается на разных итоговых результатах менеджмента качества.