Комплексный план разработки СМК - это документ, которым организация в соответствии с установленными целями утверждает перечень мероприятий, направленных на разработку системы менеджмента качества, сроки их проведения, ответственных исполнителей, объем выделенных ресурсов.
Комплексный план разработки СМК
Эффективность системы менеджмента качества по большей части определяется на стадии ее разработки. В связи с этим руководители организаций уделяют большое внимание именно этому виду деятельности. В частности, это находит отражение в составлении и утверждении комплексного плана мероприятий по разработке системы менеджмента мероприятий.
Указанный план представляет собой перечень взаимосвязанных мероприятий, т. е. наборов конкретных действий, которые должны привести к определенным результатам. Описание желаемого результата является целью / задачей, которая должна быть в конечном итоге реализована.
Обязательным атрибутом любого плана является временной горизонт. Каждое запланированное мероприятие должно иметь конкретные сроки начала и окончания выполнения мероприятий, иначе конечная цель - разработка и внедрение эффективной системы менеджмента качества - так и не будет достигнута.
Осуществлением мероприятий занимаются конкретные должностные лица организации, которым руководители дали соответствующее задание. А для того чтобы мероприятия были выполнены полностью и в срок, нужно задействовать необходимый объем ресурсов требуемого качества. Речь идет про финансовые, материальные, трудовые, информационные ресурсы.
Этапы реализации комплексного плана разработки СМК
Рассматриваемый в настоящей статье комплексный план в большинстве случаев предполагает выполнение мероприятий по разработке и внедрению в организации системы менеджмента качества за пять этапов.
План обычно начинается с того, что руководство организации с учетом общей корпоративной стратегии должно сформулировать политику, цели и обязательства в области качества. На этой основе впоследствии назначается представитель руководства, ответственный за решение вопросов в области качества, создается специализированное структурное подразделение - служба качества, формируется команда (группа специалистов из ведущих отделов) по разработке системы менеджмента качества.
Как показывает практика, сотрудникам, которые вошли в состав службы качества и команды по разработке СМК, необходимо пройти специальное обучение. Оно предполагает изучение требований стандартов, методов разработки СМК и способов создания необходимой документации.
Второй этап разработки системы менеджмента качества заключается в проведении комплексного анализа управления качеством продукции в организации. Он включает в себя изучение существующей системы управления, определение сильных и слабых сторон деятельности организации в области качества, описание текущей организационной структуры, идентификацию применяемых методов контроля качества продукции.
Для решения перечисленных задач в рамках анализа проводится работа с документами организации (например, с положениями о подразделениях, должностными инструкциями, технологическими картами, стандартами и пр.), ведется наблюдение за ее деятельностью и фиксируются ее результаты, берутся интервью у сотрудников организации и т. д. Таким образом, разработчики СМК получают необходимую им информацию.
Далее по следующим направлениям оценивают фактическое состояние управления качеством в организации и его соответствие текущим требованиям:
- квалификационный и профессиональный уровень сотрудников организации;
- наличие соответствующего оборудования для выпуска качественной продукции;
- эффективность методов проверки качества поставляемого сырья и материалов (приемочный контроль);
- организация контроля качества в процессе производства и окончательной приемки продукции.
На следующем этапе разрабатывают документацию системы менеджмента качества. Она призвана обеспечить выполнение функций СМК за счет, с одной стороны, определения видов и форм взаимодействия в организации, с другой стороны, установления порядка циркуляции информации в организации.
Документация системы менеджмента качества любой организации преимущественно представлена следующими документами:
- Руководство по качеству - это основной документ, в котором зафиксированы политика, цели, требования в области качества, а также описание системы менеджмента качества.
- Документированные процедуры - это документы, которые устанавливают алгоритмы (общие для всех сотрудников правила) выполнения различных видов деятельности в организации.
- Записи по качеству - это документы, с помощью которых регистрируют значения контролируемых признаков и параметров.
При разработке документации системы менеджмента качества необходимо учитывать потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон. В то же время нужно выполнять обязательства, которые установлены в контрактах, законах, нормативных актах. Документация в конечном итоге подлежит согласованию со всеми исполнителями, а утверждается - руководством организации.
Четвертый этап представляет собой внедрение разработанной системы менеджмента качества в организацию. Для этого ее сотрудники должны ознакомиться с принятыми документами и пройти обучение, чтобы иметь навыки работы в условиях функционирования СМК.
Начиная с этого времени в организации ведутся записи о качестве, служба качества выявляется, анализирует и ликвидирует несоответствия, периодически проводятся внутренние проверки (аудиты).
Когда придет осознание того, что система менеджмента качества успешно внедрена в организацию, и она эффективно функционирует, на пятом (заключительном) этапе можно подать заявку на проведение сертификации. Получение от аккредитованного органа после проверки сертификата соответствия будет весомым конкурентным преимуществом организации в современных рыночных условиях.