Инжиниринг — это технические консультационные услуги, оказание которых происходит на этапах разработки и подготовки процессов производства и реализации продукции с целью обеспечения их нормального хода.
Сущность и методы инжиниринга в управлении качеством
В современной экономической практике большое распространение получил инжиниринг. Данным термином принято называть инженерное консультирование коммерческого характера. Оказание услуг инжиниринга означает получение клиентом консультаций насчет подготовки и обеспечения производственного процесса, эксплуатации и обслуживания сооружений и хозяйственных объектов, их реализации.
Инжиниринг в управлении качеством представляет собой отдельное направление деятельности хозяйствующих субъектов, которое направлено на достижение конкретного уровня качества. Этот уровень в большинстве случаев рассматривают как оптимальный, который соответствует отношению результатов работы к общим затратам различных ресурсов.
Инжиниринг качества заключается в применении совокупности конкретных «инструментов качества»:
- 7 простых (статистических) инструментов контроля качества (контрольный листок и контрольные карты, диаграммы Исикавы, Парето, разброса, гистограмма, стратификация);
- 7 «новых» инструментов планирования и управления качеством (древовидная, линейная, матричная диаграммы, диаграммы сродства, взаимоотношений, анализ матричных данных, схема программы процесса решения);
- 7 «новейших» инструментов управления качеством (бенчмаркинг, функционально-стоимостный анализ, структурировании функции качества, анализ причин и последствий отказов, анализ деятельности подразделений, системы «ноль-дефектов» и «точно вовремя»);
- иные методы инжиниринга качества (методы Тагути, «Шесть сигм», аппарат индексов пригодности и воспроизводимости, метод «нечеткой логики»).
Перечисленные инструменты методы инжиниринга качества находят применение на всех стадиях жизненного цикла продукции. Напомним их: анализ рынка и маркетинг, проектирование и разработка продукции, планирование основных, вспомогательных и управленческих процессов, снабжение, изготовление товаров / оказание услуг / выполнение работ, внутренний контроль, упаковка, хранение, реализация, распределение, установка и ввод в эксплуатацию, техническое и послепродажное обслуживание, утилизация или переработка в конце полезного срока службы.
Рассмотрим более подробно методы, которые чаще всего используются в рамках инжиниринга в управлении качеством.
Описание методов инжиниринга в управлении качеством
В первой четверти ХХ века стали активно использовать научные методы статистического контроля качества. Благодаря этому была значительно сокращена трудоемкость операций контроля и снижена численность контролеров.
На первых порах использовались, так называемые, контрольные карты. Они представлены показателями, которые характеризуют отдельные операции производственного процесса. Своевременные сбор и обработка данных, их сравнение с плановыми значениями позволило отслеживать ход процесса и вовремя предупреждать его отклонения от предъявляемых к процессу требований.
Для разделения проблем качества на немногочисленные существенно важные и многочисленные несущественные проводят анализ Парето. Его результаты графически представляют в виде диаграммы Парето, которая используется для наглядной демонстрации степени важности причин или факторов проблемы, а также для отражения нежелательных результатов деятельности.
После обработки статистических данных у организаций возникла потребность в обработке словесных (описательных) данных. С этой целью были разработаны и предложены «новые» инструменты управления качеством. Так, для сбора и группировки данных (идей, мнений, взглядов), полученных в результате обсуждения, используется диаграмма родственных связей (сродства). Далее для выявления логических связей между этими данными используют диаграмму взаимоотношений.
На этапах проектирования, технологического планирования, подготовки и освоения производства целесообразно применение функционально-стоимостного анализа. В соответствии с ним вся деятельность организации разбивается на некоторое количество функций, каждому из которых определяют средние затраты. Следовательно, идентифицируются самые полезные и бесполезные функции, которые в дальнейшем необходимо стимулировать и устранять соответственно.
Концепция бездефектного изготовления продукции (система «ноль-дефектов») направлена, прежде всего, на предупреждение появления дефектов. С этой целью организациям предлагается увеличить объемы финансирования анализа деятельности в области качества, а также помимо качества производственных процессов заняться управлением качества деятельности непроизводственных подразделений.
Широкое применение в управлении процессами нашли методы Тагути, которые базируются на вероятностно-статистических методах. Методы данной группы предполагают использование новой системы назначения допусков, в соответствие с которой будет осуществляться управление по отклонениям от номинального значения с использованием упрощенных методов статистической обработки, т. е. с помощью методов Тагути дается оценка показателей качества продукции и определяются потери качества, которые по мере отклонения текущих значений параметра от номинального, увеличиваются, в том числе и в пределах допуска.
Таким образом, современный инжиниринг в управлении качеством представляет собой обширную практику использования различных методов и инструментов, которые способствуют повышению качества процессов и продукции. Их многообразие позволяет обеспечить необходимый уровень качества организациям из любых сфер деятельности, всех регионов, разных масштабов.