Идентификация - это процедура по выявлению характеристик продукции, которая проводится в рамках контроля ее качества.
Прослеживаемость - это характеристика продукции, которая свидетельствует о степени возможности отследить ее движение, установить местонахождение и происхождение продукции на всех стадиях ее жизненного цикла.
Понятия идентификации и прослеживаемости
Система менеджмента качества состоит из множества элементов. Одним из таких элементов является механизм идентификаций, с помощью которого производители обеспечивают прослеживаемость выпускаемой продукции на всех этапах ее жизненного цикла.
Работы по идентификации и прослеживаемости охватывают все основные элементы производства продукции. Благодаря этому их выполнение позволяет производственным предприятиям решить следующие важные задачи:
- снизить риски;
- оптимизировать поток создания ценности;
- установить место и время возникновения несоответствия (т. е. дефекта);
- определить местонахождение всего объема выявленной несоответствующей продукции;
- отозвать, изолировать и учесть несоответствующую продукцию;
- оперативно провести систематический анализ причин возникновения несоответствий и по его результатам разработать корректирующие воздействия;
- произвести учет продукции в целях оперативного управления производством.
Прослеживаемость продукции, т. е. возможность отслеживания ее движения, местонахождения и происхождения на всех этапах жизненного цикла, обеспечивается не только за счет ее идентификации (маркирования), но и в результате внедрения сопроводительных документов (например, сопроводительных талонов, маршрутных карт и др.). Кроме того, в данном случае важно последовательно регистрировать все данные о продукции.
Управление процессами идентификации и прослеживаемости на предприятии
Подходы к идентификации и прослеживаемости продукции подлежат разработке и оптимизации. За это на предприятии отвечают уполномоченные специалисты. Их работа преимущественно состоит из определения объектов идентификации, установления ее подходящих способов и правил проведения, распределения ответственности за проведение идентификации, разработки механизма прослеживаемости, формирования баз данных и формулирования правил управления ими, составления необходимых документов.
Работы по разработке процессов идентификации и прослеживаемости и по их внедрению на предприятии в основном проводятся по следующим трем направлениям:
- Техническое (технологическое) обеспечение - это разработка технологии маркирования конкретных объектов идентификации, внедрение технических средств и процессов маркирования и обеспечение их управляемости.
- Информационное обеспечение - это разработка и внедрение информационных форм, схем информационных потоков, точек регистрации информации и процедуры ее обработки, систематизации, хранения и реализации.
- Организационное обеспечение - это распределение функциональных задач и ответственности между структурными подразделениями и должностными лицами предприятия, обучение персонала, принятие внутренних документов, регламентирующих проведение идентификации и прослеживаемости на предприятии и др.
Механизму идентификации и прослеживаемости следует присвоить сквозной характер. Это можно сделать через учет способов идентификации закупленной продукции и разработку способов внутризаводской идентификации незавершенного производства и готовой продукции.
Современному предприятию необходимо «встроить» процедуры идентификации и прослеживаемости в процесс производства готовой продукции. Более того, требуется обеспечить связь этих процедур с системой оперативного планирования, которая действует на предприятии.
Процессы идентификации и прослеживаемости на любом предприятии, где действует система менеджмента качества, должны быть объектом внутренних аудиторских проверок.
Процессы идентификации и прослеживаемости еще подлежат мониторингу и измерению. Для этих целей необходимо установить соответствующие показатели и их целевые значения. В качестве примеров показателей мониторинга можно назвать количество единиц продукции, которые имеют несоответствующую идентификацию, количество жалоб от клиентов, которые связаны с наличием несоответствий в области идентификации продукции, и др.
Индивидуальная и групповая идентификация
Различают индивидуальную и групповую (партионную) идентификацию. Критерием для подобной идентификации являются условия производства.
Индивидуальная идентификация применяется в отношении единичного и мелкосерийного производства. Поэтому маркировке и прослеживанию подвергается каждая деталь и сборочная единица. Для этих целей на предприятиях используют ярлыки, бирки, клеймение.
Партионная идентификация применяется в отношении массового производства сравнительно простых изделий (например, заготовок) или в отношении сборочного производства, которое отличается большой номенклатурой комплектующих (например, производство телевизоров). В связи с этим в данном случае маркируется не каждая деталь, а их совокупность (т.е. партия, ее часть или комплект).
Однако детали, которые обладают значительной стоимостью производства или имеют критическое значение с точки зрения обеспечения безопасности производства конечной продукции, даже в рамках массового производства могут подвергаться индивидуальной идентификации.
Таким образом, качество производимой продукции, труда, системы управления, иных процессов на предприятии может обеспечиваться, помимо прочего, за счет действия механизма идентификации и прослеживаемости. Данный механизм позволяет установить характеристики управляемого объекта, время и место его нахождения или изменения состояния.