Система качества - это совокупность взаимосвязанных элементов, функционирование которых связано с обеспечением выполнения установленных требований.
Финансовые основы управления качеством по ISO 9004-1:1994
Одним из значимых международных стандартов в сфере менеджмента качества является стандарта ISO 9004-1:1994, который содержит указания по управлению качеством и элементам системы качества, необходимым при разработке и внедрении эффективной системы качества с целью удовлетворения требований потребителя.
Стандарт ISO 9004-1:1994 носит общий характер и может быть использован организациями из разных сфер деятельности. В нем изложено содержание всех основных элементов системы качества. В частности, отдельный раздел данного стандарта (под шестым порядковым номером) посвящен финансовым аспектам систем качества.
Эффективность системы качества организации может быть оценена с разных точек зрения. Причем большое значение в этом случае имеет финансовая точка зрения.
От эффективности функционирования системы качества достаточно сильно зависят показатели рентабельности предприятия, поскольку именно она предопределяет характер (темпы, масштабы, направления и др.) совершенствования хозяйственной деятельности. Последнее способствует сокращению потерь, которые возникают из-за ошибок, и обеспечению удовлетворения требований потребителей в большей степени.
Система оценивания по финансовым показателям и работы с финансовой отчетностью дает руководству предприятия возможность, с одной стороны, установления неэффективных видов деятельности, с другой стороны, принятия внутренних мер, направленных на улучшение качества. Финансовые отчеты составляют на общедоступном языке делового общения, благодаря чему руководители могут получить информацию о результатах деятельности всех структурных подразделений предприятия.
Стандарт ISO 9004-1:1994 рекомендует регулярно предоставлять финансовые отчеты о деятельности по управлению качеством руководству предприятия для проверки. Причем указанные финансовые отчеты следует увязать с другими важными экономическими показателями - объемом сбыта, оборачиваемостью товарных запасов, добавленной стоимостью и др.
Предоставление финансовой отчетности в рассматриваемом случае преследует следующие цели:
- оценить соответствие и эффективность системы качества предприятия;
- идентифицировать дополнительные области, которые нуждаются в большем внимании и в совершенствовании;
- сформулировать и утвердить цели улучшения качества и сокращения затрат на последующий период.
В большинстве случаев элементы финансовой отчетности о состоянии качества уже существуют на предприятии, но в другой форме. В связи с этим зачастую для того, чтобы представить их в виде финансового отчета о состоянии качества, необходимо взять отдельные элементы из других отчетов и перегруппировать их.
Перечень и описание методов финансовой отчетности по ISO 9004-1:1994
Возможно применение процедур систематической финансовой отчетности для сообщения внутриорганизационных докладов о состоянии качества. При этом разработано несколько различных методов финансовой отчетности, выбор между которыми определяется индивидуальной организационной структурой предприятия, сферами его деятельности и уровнем развития его системы качества.
Как показывает практика, элементы финансовой информации могут собираться, предоставляться и анализироваться при помощи различных методов, которые могут заменять друг друга, применяться совместно и совершенствоваться. В стандарте ISO 9004-1:1994 указано три основных метода:
- метод калькуляции затрат на качество;
- метод калькуляции затрат, которые связаны с процессами;
- метод определения потерь, которые вызваны низким качеством.
Метод калькуляции затрат на качество применяется для определения тех затрат, которые возникли в результате, во-первых, внутренней хозяйственной деятельности, во-вторых, внешних работ. Первая часть затрат анализируется на основе модели калькуляции затрат ПОД, где:
- «П» - профилактика - затраты по данному направлению вызваны ведением деятельности по предотвращению дефектов и считаются выгодными капиталовложениями.
- «О» - оценивание - затраты по данному направлению вызваны проведением испытаний, контроля и обследований в целях оценки выполнения требований к качеству и считаются выгодными капиталовложениями;
- «Д» - дефекты - затраты по данному направлению вызваны несоответствием продукции требованиям к качеству (например, вследствие повторных испытаний, ремонта продукции, компенсации ущерба и пр.) и считаются убытками.
Метод калькуляции затрат, которые связаны с процессами, применяется для того, чтобы проанализировать стоимости соответствия и несоответствия любого процесса, с помощью которых можно обеспечить экономию средств. В данном случае стоимостью соответствия называют затраты, которые вызваны стремлением удовлетворить все запросы потребителей при безотказности существующего процесса, а стоимостью несоответствия, в свою очередь, называют затраты, которые обусловлены нарушением существующего процесса.
Третий метод - это метод определения потерь вследствие низкого качества. В его рамках методы классифицируют на внутренние и внешние, на материальные и нематериальные.
Материальные потери представляют собой внутренние и внешние затраты, которые являются следствием дефектов. Нематериальными внешними потерями считается будущее сокращение объема сбыта из-за неудовлетворенности потребителей. А нематериальные внутренние потери являются следствием снижения производительности труда, причинами которого могут быть переделки, неудовлетворительная эргономика, неиспользованные возможности и т. п.