Управление качеством - это деятельность хозяйствующих субъектов, которая связана с принятием мер по приведению характеристик продукции и процессов в соответствии с установленными требованиями.
Становление работ по управлению качеством
Управление качеством входило в хозяйственную жизнь общества постепенно - по мере осознания того, какое влияние качество продукции и внутрихозяйственных процессов оказывают на итоговые результаты экономической деятельности, а также вместе с научно-техническим прогрессом и методологическим развитием науки менеджмента. В связи с этим работы по управлению качеством эволюционировали посредством последовательной реализации следующих этапов:
- Индивидуальный контроль качества.
- Цеховой контроль качества.
- Приемочный контроль качества.
- Статистический контроль качества.
- Комплексное управление качеством.
- Всеобщий менеджмент качества.
До конца XIX в. на производстве действовал принцип индивидуального контроля качества. В соответствии с ним ответственность за изготовление всего изделия нес один работник или небольшая группа работников, т. е. каждый работник мог полностью контролировать качество результата своего индивидуального труда, обеспечивая, тем самым, итоговое качество изделия.
С течением времени все большими темпами развивалось промышленное производство, внутри которого имело место углубление развития труда. Данные факторы обусловили появление в начале ХХ в. цехового контроля качества. В соответствии с данным принципом функции и ответственность за качество распределяли как между отдельными рабочими, так и цеховым руководителем или мастером.
В основе цехового контроля лежали принципы научного менеджмента, которые были разработаны американским специалистом Ф. Тейлором (1856-1915 гг.). Отсюда следовало введение специальных показателей качества продукции, измерение их значений и обусловленное ими разделение продукции на годную и дефектную. Кроме того, имело место жесткое административное и экономическое принуждение исполнителей и беспрекословное соблюдение норм качества.
В то же время указанные принципы управления качества пока что распространялись только на отдельные изделия, узлы, детали, т. е. в отношении целых партий (потоков) продукции и технологических процессов еще не проводились работы по управлению качеством.
Приемочный контроль качества, т. е. контроль качества продукции, который имеет место во время ее приемки, стал зарождаться накануне Второй мировой войны. Это было связано с распространением среди промышленных предприятий практики создания самостоятельных служб технического контроля со штатными контролерами во главе с начальником, который, как правило, напрямую подчинялся руководителю предприятия.
Работы по техническому контролю были отделены от производственных операций. Т.е. технический контроль организационно оформлялся как самостоятельный профессиональный вид деятельности. Этому способствовало действие следующих факторов:
- развитие массового производства;
- рост числа промышленных предприятий;
- увеличение объемов выпускаемой продукции.
Развитие и распространение работ по управлению качеством
Новый порядок организации работ по контролю привел предприятия к необходимости обеспечения качества процессов производства. Ее решение в управлении качеством связано с реализацией такого подхода, как статистический контроль качества. Он означал, что для контроля качества в промышленных масштабах использовали статистические методы.
В частности, был разработан и опробован на практике статистический метод контроля, который предполагал применение контрольной карты (карты Шухарта). В соответствии с ним на специальную карту с границами регулирования заносились средние результаты замеров различных сторон производственного процесса.
Таким образом, формировалась серия графических отображений, с помощью которой фиксировались имеющиеся в производственном процессе отклонения, устанавливались выходы параметров за пределы статистических контрольных границ и, тем самым, выявлялись неслучайные отклонения, подлежащие устранению.
Статистический контроль качества в наибольшей степени характеризовался тем, что от сплошного контроля перешли к выборочному. Теперь в процессе производства в соответствии с заранее составленным планом стали систематически отбирать контрольные данные, которые подвергались последующей обработке методом математической статистики.
Принцип комплексного управления качеством стал результатом изменения в середине ХХ в. отношения руководителей промышленных предприятий к качеству продукции, обусловленного обострением конкуренции и ускорением темпов научно-технического прогресса. Теперь работы по управлению качеством были направлены не на обнаружение дефектов продукции, а на их предупреждение.
Механизм комплексного управления качеством ориентировал всю политику предприятия на достижение заданного уровня качества продукции. С этой целью дополнительно стали использовать методы метрологии, сбора информации о качестве, мотивации качества, стандартизации, сертификации и др.
К середине 1980-х годов в мировой практике стал формироваться новый подход к выполнению работ по управлению качеством - всеобщий менеджмент качества. В основу был положен успешный японский опыт. Он свидетельствовал о необходимости непрерывного повышения качества всех организационных процессов, т. е. постоянно должны выполняться работы параллельного усовершенствования качества продукции, качества организации процессов и уровня квалификации персонала.
Таким образом, последнее столетие было отмечено стремительным ростом популярности и научно-методологическим обеспечением работ по управлению качеством, что положительно сказалось на всем механизме функционирования современной экономики.