Оценка качества продукции - это совокупность операций, которые направлены на определение того, в какой степени характеристики продукции соответствуют установленным требованиям.
Описание этапов оценки качества продукции
Ключевым направлением деятельности в управлении качеством на предприятии является оценка качества продукции. Она представляет собой совокупность взаимосвязанных и последовательных операций, которые проводят для сопоставления текущего состояния продукции с предъявляемыми к ней требованиями.
Качество продукции оценивается по определенной процедуре, которую можно рассматривать как последовательность ряда этапов. На первом этапе устанавливают цель, ради достижения которой будут оценивать качество продукции.
С учетом поставленной цели далее выбирают номенклатуру показателей качества оцениваемого и базового образцов, обосновывают необходимость и достаточность выбранных показателей. Указанный выбор совершают при соблюдении принципа сопоставимости объектов данного вида по основным функциональным свойствам. В данном случае нужно учитывать требования соответствующих стандартов и информацию, которая содержится в документации на поставку продукции, каталогах, проспектах, патентной и конъюнктурно-экономической документации.
Третий этап заключается в выборе конкретных методов, способов и приемов определения значений показателей качества продукции. В некоторых случаях указанная методика может быть специально разработана с учетом специфики продукции и условий ее производства.
Далее выбирают / определяют базовые значения показателей качества. А для определения фактических значений показателей качества оцениваемой продукции нужно найти исходные данные.
На данном этапе рекомендуют исходить из того, что все включаемые в группу аналоги и оцениваемая продукция должны иметь одинаковые назначения классификационных показателей, которые определяют изделия данного вида. Когда в роли объекта оценки выступает разрабатываемое изделие, в группу аналогов нужно включить перспективные образцы, у которых значения показателей прогнозируются на период начала выпуска данного изделия.
При этом выбор аналогов происходит из числа изделий, которые пользуются спросом на мировом рынке. При увеличении числа используемых аналогов возрастает объем характеристики требуемого уровня качества, а также увеличивается достоверность сравнительного анализа и оценки.
На следующем этапе определяют фактические значения показателей качества продукции, после чего осуществляют их сопоставление с базовыми значениями. Если проводится комплексная оценка, то базисным условием должна быть сопоставимость значений показателей оцениваемой продукции и аналогов, которая определяется в зависимости от этапов жизненного цикла продукции.
В результате сопоставления можно получить количественную оценку отклонения фактических значений от базовых и на основе накопленного опыта и имеющихся знаний сформулировать качественную оценку уровня качества продукции, которая включает причины возникшего отклонения и прогнозы развития сложившейся ситуации. На этой основе разрабатывают рекомендации для принятия управленческих решений и оказания соответствующего воздействия на оцененную продукцию.
Таким образом, оценка качества продукции осуществляется по типичной последовательности этапов, несмотря на возможные различия в видах используемых для сопоставления показателей.
Цели и задачи оценки качества продукции
Главная цель любой оценки качества продукции заключается в получении полезной информации и в результативном ее использовании для управления качеством. Также стоит отметить, что оценка качества продукции должна объективно отражать ее общественную полезность на всех стадиях жизненного цикла продукции — от разработки проекта до завершения эксплуатации и утилизации.
Более того, оценку уровня качества продукции нужно проводить при решении следующих управленческих задач:
- составить прогноз потребностей в продукции, ее технического уровня и качества;
- разработать план повышения качества и увеличения объемов производства продукции;
- обосновать разработку и выпуск новых видов продукции;
- выбрать наилучшие образцы продукции;
- обосновать целесообразность снятия продукции с производства;
- организовать осуществление сертификации продукции;
- оценить научно-технический уровень разрабатываемых и действующих стандартов на продукцию;
- осуществить контроль качества продукции;
- стимулировать повышение качества продукции и др.
Только объективные оценки качества могут обеспечить руководству предприятия успешное управление качеством и ассортиментом продукции. Более того, оценка уровня качества продукции способствует заключению контрактов на поставки в торговлю конкурентоспособных товаров. В то же время создаются условия для предотвращения того, чтобы в продажу поступили товары, которые морально устарели и неэффективны в эксплуатации.
Еще по результатам объективных оценок качества продукции покупателям может быть предоставлена объективная информация о качестве товаров, которые предлагают предприятия к реализации на рынке. Это достаточно важно, поскольку у покупателей, как правило, отсутствуют профессиональные навыки в достоверной оценке потенциальной потребительной ценности товаров (особенно, изделий зарубежного производства).
Таким образом, оценка уровня качества продукции имеет большое значение для эффективного ведения предприятием хозяйственной деятельности. Она позволяет получить объективные данные о состоянии продукции, которые впоследствии могут использоваться как основа для разработки, принятия и исполнения важных управленческих решений.