Руководство по качеству - это основной документ системы менеджмента качества, в котором представлены описание, структура и процедура этой системы у конкретной организации.
Описание руководства по качеству
Обязательным элементом менеджмента качества является документирование соответствующей деятельности. В связи с этим международные и национальные стандарты обязывают организации разработать и принять ряд документов. Одним из таких документов является руководство по качеству.
Руководство по качеству является основным документом системы менеджмента качества. Оно должно быть разработано каждой организацией. При этом организациям позволяют самостоятельно определить структуру, формат, содержание этого документа, методы его разработки, принятия, корректировки.
Руководством по качеству организации, как правило, описывают структуру и процедуры собственной системы менеджмента качества. Кроме того, этот документ содержит информацию обо всех документах системы менеджмента качества.
У небольших организаций принято утверждать одно руководство по качеству. Несколько вариантов этого документа может быть принято у крупных организаций, которые таким образом регламентируют отдельные направления своей деятельности. В то же время может быть разработан один документ с более сложной иерархической структурой.
Экспертиза документации системы менеджмента качества
Первым этапом проведения сертификации системы менеджмента качества организации является анализ соответствующей документации. Для того чтобы успешно пройти это испытание, организации нередко заранее обращаются в консалтинговые центры за получением услуг экспертов-консультантов. Они проводят экспертизу (проверку) документации системы менеджмента качества организации (в том числе руководства по качеству).
Потребность в экспертизе документов, которые регламентируют менеджмент качества в организации, обусловлена, прежде всего, тем, что их разработкой организации зачастую занимаются самостоятельно, без обращения к профильным специалистам. Следовательно, высок риск возникновения различных недоработок, которые не позволят организации получить сертификат соответствия.
Эксперты-консультанты обладают знаниями, умениями, навыками, опытом, которые позволяют им проверить документы системы менеджмента качества на предмет их соответствия требованиям, которые изложены в международном стандарте серии ISO 9000. Более того, эксперты-консультанты могут разработать и предложить рекомендации по совершенствовании тех или иных документов, по их приведению в соответствие с текущими требованиями.
Направления экспертизы руководства по качеству
Экспертиза руководства по качеству осуществляется в том же порядке, что и экспертиза других документов системы менеджмента качества. Это означает, что эксперты-консультанты отвечают на вопросы по следующим основным направлениям:
- обоснованность документа - отражение всех требований iso, взаимосвязь с другими документами системы, пригодность для практического использования;
- идентификация документа - соответствие наименования, обозначения и кода документа его месту в системе;
- статус документа - объем полномочий должностного лица, который утвердил данный документ;
- область применения - распространение требований данного документа на всех конкретных руководителей и специалистов;
- нормативные ссылки - раскрытие наименования, обозначения, кода и года введения каждого указанного нормативного источника;
- термины и определения - наличие в документе определений используемых ключевых слов;
- цель и задачи деятельности, которая регламентируется документом - правильная формулировка цели и задач;
- адекватность требований, которые установлены документом, требованиям стандартов iso;
- системность изложения требований - наличие изображения последовательности регламентируемых действий и определенного порядка изложения требований;
- полнота изложения требований - определение объектов, субъектов и времени осуществления деятельности, форм регистрации и оценки ее результатов;
- понятность документа - простота и ясность языка, которым изложен текст документа, наличие избыточной для пользователей документа информации.
Таким образом, экспертиза руководства по качеству представляет собой работу эксперта-консультанта, который изучает документ и последовательно отвечает на стандартный перечень вопросов, сформулированных по отношению к документации системы менеджмента качества.
Требования к руководству по качеству
Действующие в настоящее время международные и национальные стандарты в сфере менеджмента качества содержат в себе конкретные требования, которые предъявляются к руководству по качеству. Именно соблюдение этих требований составляет предмет экспертизы (проверки).
Руководство по качеству должно содержать следующие сведения:
- область применения системы менеджмента качества и описание взаимодействия ее процессов;
- обоснование и детали любых исключений;
- документированные процедуры или ссылки на них;
- политика и цели организации в области качества или ссылки на них, применяемые организацией методы их выполнения;
- наименование, адрес, контакты, структура организации;
- ссылка на стандарт, на основе которого была разработана система менеджмента качества организации;
- точные сведения о статусе руководства по качеству, датах его рассмотрения, утверждения и пересмотра.
Кроме указанного, в руководстве по качеству (по инициативе самой организации) может быть приведена дополнительная информация, а также справочная информация, оформленная в виде приложений. Ее наличие в рассматриваемом документе обычно не проверяется при проведении экспертизы.