Экономика качества - это совокупность экономических отношений, которые связаны с обеспечением надлежащего уровня качества производимой продукции.
Понятие экономики качества и ее основные категории
Современная наука о качестве сочетает и объединяет в себе знания, приемы и методы большого числа различных наук. В их число также входит экономическая наука. Следовательно, есть основания для выделения и рассмотрения экономики качества.
Экономика качества представляет собой составную часть экономической науки, которая занимается изучением взаимосвязи качественных характеристик объектов или явлений с экономическими показателями. Экономика качества как научная дисциплина нацелена, прежде всего, на описание, объяснение и предсказание закономерностей, в соответствии с которыми качество оказывает воздействие на процессы и явления общественной жизни.
Экономика качества существует в виде системы, которая представлена следующими важнейшими элементами:
- Метрология - это наука об измерениях и способах достижения требуемой точности, которая способствует установлению надежных экономических отношений, контролю и экономии ресурсов, защите интересов потребителей, что обеспечивает качество продукции и эффективность экономической деятельности.
- Стандартизация - это деятельность по разработке, опубликованию и применению стандартов, при помощи чего в мире распространяются новые идеи, продукция и технологии.
- Управление качеством - это оказание определенного воздействия с целью выполнения требований к качеству, что обеспечивает инновационное развитие экономики.
Из всего многообразия различных функций экономики качества в роли основных выделяют функции испытания, обучения, прогнозирования, оценки. Испытание заключается в совершении с испытуемым объектом конкретных действий, которые направлены на определение его количественных и (или) качественных свойств. Обучение предполагает организацию процесса целостного получения работниками и руководителями предприятий знаний, умений, навыков в области качества, управления им и его обеспечения.
Прогнозирование означает получение научно обоснованных сведений о предстоящих в будущем событиях, которые так или иначе связаны с вопросами качества. Оценкой называет деятельность по подтверждению соответствия фактического состояния качества установленным требованиям к ней.
Состав и содержание затрат на качество
Одним из центральных направлений функционирования современной экономики качества является управление затратами хозяйствующих субъектов и иных лиц на качество. В большинстве случаев затраты на качество подразделяют на следующие четыре группы:
- Затраты на предупреждение дефектов (обусловлены планированием и аудитом системы качества, анализом качества, проверкой и техническим обслуживанием оборудования, подготовкой кадров, управлением взаимоотношений с поставщиками, подготовкой оборудования для измерений и испытаний и др.).
- Затраты на оценку и контроль качества (обусловлены проведением предпроизводственной проверки, лабораторных приемных испытаний, проверки на работоспособность, а также оценки складских запасов, инвентаризации складирования, подготовки контрольного оборудования и др.).
- Затраты, которые связаны с внутренними отказами (обусловлены браком, отказами у дилеров, снижением уровня качества, простоями, повторными испытаниями и контрольными мероприятиями, поиском и устранением неисправностей).
- Затраты, которые связаны с внешними отказами (обусловлены жалобами, гарантийным возвратом, потерями продаж, уступками, возвращением продукции и др.).
Суть экономики качества состоит в оптимизации затрат на качество. Она означает приведение величины затрат к такому размеру, при котором прибыль, получаемая благодаря обеспечению надлежащего качества, будет максимальной.
Методы управления затратами на качество
Для того чтобы достичь целевых значений затрат на качество, хозяйствующие субъекты применяют на практике большое количество различных методов управления этими затратами. В наибольшей степени востребованными являются следующие методы управления:
- экономические методы (ценообразование, меры экономического стимулирования и др.);
- организационно-распорядительные методы (утверждение и исполнение приказов, распоряжений, указаний, постановлений, регламентов, стандартов, инструкций, документированных процедур и других предписаний);
- социально-психологические методы (система мотивации, повышение самодисциплины, внедрение корпоративных ценностей и культуры, регулирование морально-психологического климата в коллективе, моральное стимулирование повышение качества труда и др.);
- научно-технические методы (технологические, статистические, комплексные, исследовательские методы, методы сродства и др.);
- статистические методы (графические методы, методы анализа статистических совокупностей, экономико-математические методы, методы экономического анализа и др.).
Несмотря на то, что теоретические разработки предлагают богатый выбор методов управления затратами на качество, в практической деятельности у хозяйствующих субъектов возникают трудности при выборе конкретного метода и его реализации. В данном случае им нужно полагаться на свой предыдущий опыт, на результаты деятельности других субъектов в аналогичной ситуации, на учет актуальных факторов внутренней и внешней среды.
Таким образом, в настоящее время имеет место такое направление хозяйственной деятельности, которое одновременно является самостоятельной научной дисциплиной, как экономика качества. Ее развитие способствует соответствующему повышению качества как такового.