Менеджмент качества - это целенаправленная деятельность по руководству организацией и обеспечению выполнения предъявленных требований к состоянию управляемого объекта.
Менеджмент качества как фактор достижения устойчивого развития
Международный стандарт ИСО 9004 рекомендует руководителям предприятия в целях достижения устойчивого развития принять и реализовать подход, основанный на менеджменте качества. Менеджментом качества называется деятельность по планированию, целеполаганию, обеспечению, контролю, улучшению качества продукции и услуг, производимых конкретным предприятием.
Основные подходы и принципы в области менеджмента качества отражены концепцией Всеобщего управления качеством. Кроме нее, данный вид деятельности осуществляется путем реализации цикла Деминга, т. е. структурированного подхода PDCA (Планирование – Осуществление – Проверка – Действие).
Устойчивое развитие современного предприятия обычно выражается в стабильном росте значений основных показателей его деятельности и повышения собственной конкурентоспособности на рынке. По мнению специалистов, это может быть достигнуто за счет применения инновационного подхода к хозяйственной деятельности компании и обеспечения высокого качества системы менеджмента.
Для достижения устойчивого развития предприятия нужно установить такие стратегию и политику, чтобы его миссия, видение и ценности принимались и поддерживались заинтересованными сторонами. Кроме того, стандартом рекомендуются следующие меры:
- осуществление долгосрочного планирования;
- регулярное проведение мониторинга и анализа внешней среды предприятия;
- выявление и своевременное информирование всех заинтересованных сторон предприятия;
- установление и поддержание взаимовыгодных отношений с поставщиками и другими партнерами;
- идентификация связанных рисков и минимизация их последствий;
- определение будущих потребностей предприятия в ресурсах;
- регулярная оценка выполнения текущих планов, принятие соответствующих корректирующих и предупреждающих мер;
- обеспечение возможности обучения сотрудников предприятия;
- создание и поддержание процессов инноваций и постоянного улучшения.
Устойчивое развитие предприятия обеспечивается за счет работы по всем направлениям менеджмента качества. Так, сейчас большое значение имеет экологический менеджмент, который направлен на минимизацию отрицательного воздействия на окружающую среду в течение всего жизненного цикла продукции, выпускаемой предприятием.
Улучшения и инновации как факторы достижения устойчивого развития
Непременным условием достижения устойчивого развития предприятия в современных реалиях является осуществление деятельности по улучшению и инновационной деятельности. В первом случае предполагается совершение действий по отношению к существующим процессам, продуктам и т. д. Второй случай означает разработку новой продукции, процессов.
Улучшение может быть как небольшим и последовательным в масштабе рабочего места, так и существенным в масштабе всей организации. Инновации же применяются на всех уровнях менеджмента предприятия через следующие изменения:
- изменения технологий или продукции - это инновации, которые отвечают изменяющимся потребностям и ожиданиям заинтересованных сторон, учитывают возможные изменения окружения предприятия и жизненного цикла продукции;
- изменения процессов - это инновации в методах реализации продукции или инновации для улучшения стабильности процессов и уменьшения отклонений;
- изменения организации - это инновации в составе и организационной структуре предприятия;
- изменения системы менеджмента предприятия - это инновации, которые направлены на обеспечение поддержания конкурентоспособных преимуществ и использования новых возможностей при появлении изменений в окружении предприятия.
Введение в культуру предприятия постоянных улучшений и инноваций продукции и процессов является одним из главных условий выживания на рынке и достижения высокой конкурентоспособности.
Ключевые показатели эффективности как фактор достижения устойчивого развития
Еще одним аспектом менеджмента качества, который способствует достижению предприятием устойчивого развития, являются ключевые показатели эффективности. Ими называются факторы, которые являются критическими для устойчивого успеха предприятия. Ключевые показатели эффективности обычно используются как основа для принятия стратегических и тактических решений.
Показатели должны отвечать критериям измеримости, точности, надежности, пригодности для осуществления корректирующих действий. При их определении следует учитывать следующую информацию:
- потребности и ожидания потребителей и других заинтересованных сторон;
- важность отдельной продукции для предприятия в ближайшей и долгосрочной перспективе;
- эффективность и результативность процессов;
- эффективное и результативное использование ресурсов;
- требования законодательства и нормативно-правовой базы.
В большинстве случаев ключевые показатели эффективности устанавливаются в отношении всего предприятия в целом. Их разработка и использование для оценки всех существующих внутри предприятия процессов зачастую не представляется возможным.
Таким образом, для того чтобы достичь устойчивое развитие, современному предприятию необходимо реализовать на практике концепцию менеджмента качества. Она, в частности, предполагают осуществление постоянных улучшений и инноваций в организации, а также разработку и расчет ключевых показателей эффективности. Данный подход на сегодняшний день является одним из передовых и высоко результативных, что подтверждается показателями прибыли, доли рынка, конкурентоспособности и др.