Сертификация - это регламентированная процедура по подтверждению аккредитованным органом соответствия оцениваемого объекта установленным требованиям.
Общее представление о процессе сертификации
По состоянию на сегодняшний день значительного развития и распространения в мире получил процесс сертификации. Она представляет собой форму подтверждения соответствия оцениваемых объектов установленным требованиям. Требования обычно установлены через их закрепление в специальном документе - техническом регламенте, стандарте или договоре.
Само подтверждение осуществляет специальная организация, которая в установленном порядке прошла процедуру аккредитацию - орган по сертификации. Фактически он выступает третьей стороной, которая не зависит от других сторон, приминающих участие в решение данного вопроса. Так, первой стороной являются организации-поставщики, а второй стороной - их клиенты (покупатели).
Объекты сертификации считаются объектами технического регулирования, которые непосредственно задействованы в хозяйственной жизни общества (различная продукция и стадии ее жизненного цикла). Соответствие объекта предъявленным требованиям подтверждается на основе объективных свидетельств, доказательств (в виде результатов испытаний, проверок, исследований и др.).
Сертификация, как правило, принимает документальную форму. Это означает, что:
- во-первых, требования должны быть изложены в действующих документах;
- во-вторых, промежуточные и итоговые результаты сертификации должны быть зафиксированы через оформление отдельных документов;
- в-третьих, факт соответствия подтверждается в результате выдачи органом по сертификации специального документа - сертификата.
Цели процесса сертификации
Сертификация относится к видам целенаправленной деятельности. Это значит, что ее проведение вызвано актуальными потребностями по достижению определенных целей.
Первая цель сертификации заключается в оказании потребителям помощи в выборе наиболее качественной продукции, представленной в настоящее время на рынке. Тем самым, формируется рыночный спрос, который связан с качественной, а не количественной стороной товара / работы / услуги.
Вторая цель сертификации предполагает обеспечение потребителям защиту от недобросовестных производителей и продавцов, т.е. их ограждение от негативного злонамеренного воздействия других участников рыночных отношений. Сейчас на рынке представлено множество идентичной продукции, в котором рядовому потребителю сложно верно идентифицировать качественный продукт. Как правило, он формирует свой вкус методом проб и ошибок. Однако наличие у товара сертификата предотвращает колебания потребителя при выборе.
Третья цель сертификации связана с приданием продукции свойств безопасного производства, эксплуатации и утилизации с точки зрения оказания соответствующего воздействия на здоровье человека и на окружающую среду. Четвертая цель сертификации заключается в стимулировании производителей к своевременной подготовке полного пакета документов, которые объективно отражают актуальный уровень качества товаров, услуг, процессов и др.
Пятая цель обычно носит локальный (национальный) характер. Это обусловлено тем, что процессы сертификации уполномоченные государственные органы распространяют на как можно большее количество сфер экономической деятельности для того, чтобы содействовать экспорту продукции отечественного производства и повышению ее международной конкурентоспособности.
Перечисленные выше и раскрытые цели сертификации преимущественно ориентированы на реализацию общественных интересов. В то же время в проведении сертификации могут быть заинтересованы сами хозяйствующие субъекты (производители, продавцы). После успешного завершения процесса сертификации компании, получив сертификат соответствия, приобретают определенный статус на рынке, который даст ей возможность расширить круг компаний-партнеров, привлечь дополнительных клиентов, выйти на международные рынки.
Основные показатели процесса сертификации
Процесс сертификации направлен, в первую очередь, на оценку качества объектов технического регулирования. Данная оценка может быть дана с помощью особой системы показателей, которые характеризуют объект с количественной и качественной стороны.
Наибольшее распространение в сертификационной деятельности получили показатели следующих групп:
- показатели назначения - характеризуют область применения объекта;
- показатели надежности - характеризуют выполнение заданных функций;
- показатели технологичности - характеризуют средства и методы производства, ремонта и обслуживания объекта;
- показатели стандартизации и унификации - характеризуют степень использования стандартизованных и унифицированных деталей;
- показатели патентоспособности - характеризуют степень новизны объекта;
- эргономические показатели - характеризуют приспособленность объекта к взаимодействию с человеком;
- эстетические показатели - характеризуют внешний вид объекта;
- показатели транспортабельности - характеризуют приспособленность объекта к перемещению;
- показатели безопасности - характеризуют степень и характер воздействия объекта на здоровье и имущество людей;
- показатели экологичности - характеризуют степень и характер воздействия объекта на окружающую среду.
Таким образом, возможно установление различных требований, предъявляемых в отношении разных свойств объекта технического регулирования. Для получения их характеристик используют ряд специальных показателей, с помощью которых можно контролировать выполнение плана / нормативов, а также проводить сравнительный анализ (как во временном, так и в отраслевом разрезах).