Аудит третьей стороны - это внешний аудит качества, который проводится независимой специализированной организацией (аккредитованным органом по сертификации).
Сущность аудита третьей стороны
Экономическая деятельность складывается из совокупности взаимодействий поставщиков и заказчиков (потребителей). Для того чтобы обеспечить объективность проверки качества у поставщика, во взаимоотношения этих двух сторон вступает третья независимая сторона - аккредитованный орган по сертификации систем менеджмента качества у организаций.
Аудит третьей стороны проводится для того, чтобы подтвердить соответствие системы менеджмента качества организации требованиям, которые установлены в международном стандарте ИСО 9001. Если указанное соответствие будет подтверждено, то орган по сертификации подготовит и выдаст проверенной организации специальный документ - сертификат. Он будет служить подтверждением того, что организация занимается производством и выпуском продукции не ниже определенного уровня качества.
Сертификат, как правило, действует три года. В течение данного периода как минимум ежегодно орган по сертификации проводит инспекционный контроль организации для того, чтобы проверить, что она продолжает соответствовать текущим требованиям. По истечении трех лет действие сертификата продлевается путем повторного проведения аудита третьей стороны (т. е. процедуры ресертификации).
Кроме того, при проведении аудита третьей стороны определяют результативность системы менеджмента качества. Она отражает результаты, которые организация получает от обеспечения функционирования данной системы.
Вообще, наличие в организации документально оформленной и внедренной системы менеджмента качества является обязательным условием проведения аудита третьей стороны. Организация заказчик определяет и заявляет область применения системы менеджмента качества, а орган по сертификации уже после завершения аудита третьей стороны определяет область сертификации системы менеджмента качества.
Порядок проведения аудита третьей стороны
В соответствии с действующими в настоящее время рекомендациями по аудиту системы менеджмента качества имеют место следующие семь этапов аудита третьей стороны:
- Инициирование аудита третьей стороны.
- Анализ документов организации-заказчика.
- Подготовка к проведению аудита третьей стороны.
- Проведение аудита «на месте» (т.е. на территории организации-заказчика).
- Оформление отчета по аудиту третьей стороны.
- Завершение аудита третьей стороны.
- Последующие (инспекционные) аудиты.
В большинстве случаев аудит третьей стороны инициируется руководством проверяемой организации. Оно стремится получить независимое признание собственной системы менеджмента качества, а затем использовать его как конкурентное преимущество: аргумент в поисках партнеров и переговорах с ними и реклама для потребителей.
Инициирование аудита заключается в обращении организации в орган по сертификации. После согласования всех условий (перечня вопросов проверки, сроков и стоимости проведения аудита и др.) заключается договор, который дает формальный старт для проведения аудита третьей стороны.
Аудит начинается с того, что орган по сертификации запрашивает необходимые документы, а затем анализирует их. Это позволяет ему получить представление о текущем состоянии проверяемой организации и установить приоритетные направления последующей проверки.
Подготовка к проведению аудита заключается, прежде всего, в переговорах с руководством организации, в ходе которых орган по сертификации определяет масштабы и место будущей проверки. Исходя из этих данных, подбирается группа аудиторов соответствующей численности и с необходимыми компетенциями, привлекаются требуемые ресурсы, составляются планы и графики.
Проведение аудита «на месте» начинается со вступительной встречи с руководством и персоналом организации. На ней аудиторы сообщают всю информацию, которая касается предстоящей проверки, и согласуют некоторые спорные вопросы. Далее проводятся непосредственно аудиторские процедуры: наблюдение, интервью с персоналом, анкетирование сотрудников, измерение некоторых процессов и объектов и т.д. После завершения всех этих мероприятий собирается заключительная встреча, где аудиторы сообщают руководству и персоналу организации предварительные итоги.
Результаты проведенного аудита подлежат обобщению и последующему отражению в итоговом отчете (аудиторском заключении). Он передается руководству организации и в орган по сертификации, который принимает окончательное решение о предоставлении организации сертификата или об отказе в его выдаче.
Если в результате аудита третьей стороны были выявлены несоответствия, то они в течение отведенного срока должны быть устранены посредством совершения специальных корректирующих действий. Только в этом случае организация может рассчитывать на итоговый положительный результат сертификации.
После того, как организация получила сертификат соответствия установленным требованиям, она должна регулярно подтверждать свое состояние. С этой целью орган по сертификации с определенной периодичностью в последующем проводит инспекционные (неполные) аудиты.
Таким образом, неотъемлемой частью современного менеджмента качества является аудит третьей стороны. Он проводится независимым органом по сертификации, который имеет аккредитацию на проведение подобной проверки, что подтверждает компетентность и объективность его экспертов. Результаты аудита третьей стороны, как правило, признаются всеми участниками рыночных отношений как свидетельство реального состояния дел организации на текущий момент времени.