Качество - это характеристика объекта, которая отражает степень его соответствия установленным или предполагаемым требованиям.
Основы американского подхода к проблеме качества
Многолетний опыт управления качеством в разных странах мира способствовал формированию нескольких национальных подходов к проблемам качества. В частности, наибольшую известность к сегодняшнему дню получили японский, европейский и американский подходы.
В основе американского подхода к проблемам качества лежит создание на предприятии такой системы управления качеством, которая бы охватывала все сферы ее хозяйственной деятельности. Ответственность за решение проблем качества в американских предприятиях возлагалась на специальное административное подразделение, которое специализировалось на анализе качества продукции. Функция контроля качества выполнялась именно этим подразделением американских предприятий, которое включало в свой состав уполномоченных специалистов по контролю.
Службы управления (обеспечения) качества в американских компаниях, функционирующих на основе системного подхода, органически внедрялись в систему общефирменную управления, даже несмотря на наличие у них достаточно сложной организационной структуры. Кроме того, для США характерным является четкое разделение и специализация задач координации и непосредственного управления производством (как на цеховом, так и на межцеховом уровнях), что тоже сказывалось на практике управления качеством.
В соответствии с американским подходом главная цель управления качеством заключается в создании, развитии и распространении практических методов и теоретических принципов управления качеством.
Подход высшего руководства американских компаний к управлению ими в большинстве случаев базируется на критерии прибыли. В связи с этим решение проблем качества рассматривается высшим руководством как один из способов повышения конкурентоспособности компании на рынке и увеличения суммы извлекаемой прибыли.
С точки зрения американского подхода обеспечение высокого качества должно стать постоянной, повседневной и естественной заботой всех сотрудников компаний. Кроме того, решению этой задачи подчинялась вся управленческая деятельность.
В отличие от японского подхода, который исповедовал постепенное улучшение качества, в США разрабатывали проекты прорывного совершенствования качества. Для этого на временной основе образовывались группы разнопрофильных специалистов, перед которыми ставилась конкретная задача по повышению качества. Нередко результатом работы таких групп становилось совершение новых научных открытий, которые существенно продвигали вперед текущий уровень знаний в рассматриваемой области.
Американские компании в 1980-е гг. в рамках управления качеством обратили особое внимание на проблемы мотивации рабочих. Практика показала, что значительный экономический эффект может быть достигнут только при соблюдении следующих условий:
- улучшение психологического климата в трудовом коллективе;
- повышение у сотрудников компании чувства удовлетворенности трудом;
- положительное развитие системы межличностных коммуникаций.
Следовательно, в условиях возрастающей на мировом рынке глобальной конкуренции уровень качества рассматривался американскими специалистами как важный фактор производительности труда и конкурентоспособности отечественной промышленности.
Американский опыт управления качеством на современном этапе
На современном этапе американский опыт управления качеством отличается приоритетным осуществлением следующих направлений:
- осуществление жесткого контроля за качеством производства продукции, который, в частности, предусматривает применение методов математической статистики;
- акцентирование внимания на процессы планирования производства (как по объемным, так и по качественным показателям) и на осуществление административного контроля за исполнением утвержденных планов;
- принятие мер в целях дальнейшего совершенствования управления компанией в целом.
В последние годы к решению проблем качества в США присоединились законодательные и исполнительные органы государственной власти. Так, Конгресс США учредил ежегодную национальную премию, которая вручается трем лучшим американским компаниям, продемонстрировавшим выдающиеся достижения в области качества. Еще ежегодно под лозунгом «Качество - прежде всего» в США проводятся месячники качества.
Сердцевину современного подхода американских компаний к проблемам качества составляет максимальное удовлетворение требований потребителей. Согласно этому подходу, каждый рабочий конвейера рассматривается как потребитель продукции предыдущего рабочего. В связи с этим задача каждого из них заключается в максимизации удовлетворения последующего рабочего качеством его работы.
Анализ потребительских требований выступает основным элементом работы американских компаний в достижении требуемого уровня качества готовой продукции. Для этого разрабатывают такую систему обратной связи, где требования потребителя становятся конечным элементом процесса контроля качества. Дополнительную информацию о степени удовлетворения потребностей в данном виде продукции предоставляют эксплуатация, техническое обслуживание и гарантийный ремонт.
Таким образом, в США решение проблем качества осуществлялось с рядом особенностей, которые привели к формированию, так называемого, американского подхода. Как показала практика, он тоже способен привести компании к достижению целей, поставленных в области качества, поэтому многие в мире в настоящее время используют принципы и правила американского подхода к проблемам качества.